Назад

Взаимоотношение МП и внутригосударственного права

Наука МП в вопросе соотношения международного и внутригосударственного права выработала три основных направления: одно дуалистическое и два монистических. Суть дуализма заключается в том,, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных правопорядка. Основоположник этого направления - немецкий ученый Г. Трипель. Другой крупнейший представитель дуализма - Д. Анцилотти. Теория дуализма сводилась к тому, что международное и внутригосударственное право представляют собой отдельные правопорядки. Однако это не означает, что дуалисты не видят связи международного права с внутригосударственным, абсолютизируют их независимость. Г. Трипель исследует такие вопросы взаимосвязей между обоими правопорядками, как рецепция межкдународного права внутригосударственным. а внутригосударственного - международным; отсылка одного права к другому; применение международного права во внутригосударственной сфере.
Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы права. При этом одни из сторонников этих концепций исходят из примата (верховенства) внутригосударственного права, другие - из примата международного права.
Теории примата внутригосударственного права, получившие распространение во второй половине XIX - начале XX в. главным образом в немецкой юридической литературе, рассматривали международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств, как "внешнее государственное право". Представители этого направления - А. Пори А. Лассон. В основе рассуждений сторонников примата внутригосударственного права лежали взгляды Гегеля, который утверждал, что взаимоотношения между государствами суть взаимоотношения между самостоятельными контрагентами которые остаются выше отношений между собой.
В настоящее время более распространена другая разновидность монистической концепции - примат международного права над внутригосударственным. Пожалуй, наиболее полно она развита в трудах Г. Кельсена. Объявляя международное право "высшим правопорядком" и устраняя из своей теории государственный суверенитет, Кельсен в сконструированной им системе объявляет единственным носителем прав и обязанностей индивида. По Кельсену, норма, не имеющая своим предметом действия индивида, лишена разумного смысла, "ибо, если она не обязывает индивида и не создает для него прав, то она в действительности никого не обязывает и ни для кого не создает прав".
Как сторонники примата внутригосударственного права над международным, так и приверженцы верховенства международного права над внутригосударственным противопоставляют международное право такой объективной реальности, как государственный суверенитет. Если у сторонников примата внутригосударственного права такое противопоставление ведет к отриацанию международного права, то у сторонников примата междупародно го права оно ведет к отрицанию суверенитета. Но госуларственный суверенитет и международное право предполагают друг друга. Отрицание одного означает отрицание и другого. Сторонники примата международного права над внутригосударственным, отрицая суверенитет государства, на самом деле пытаются заменить международное право правом мирового государства, т. е., по существу, отрицают реально существующее международное право.
Международные отношения по своей форме - это либо отношения между государствами, в том тасле государствами, находящимися на стадии своего становления (народы и нации, борющиеся за свою независимость), а также между государствами и международными организациями и отношения последних между собой, либо отношения, не имеющие межгосударственного характера (отношения между отдельными лицами, предприятиями, партиями и т. п.).
Следовательно, общественные отношения делятся в зависимости от их связи с государством на внутригосударственные, межгосударственные (в широком смысле этого слова) и международные отношения немежгосударственного характера. Все эти категории общественных отношений нуждаются в правовом регулировании Одни из них (межгосударственные) регулируются непосредственно (за редкими исключениями) нормами международного права, а другие (внутригосударственные и международные отношения немежгосударственного характера) непосредственно, как правило, нормами внутригосударственного права, при регулировании всех этих категорий общественных отношений возможно достаточно интенсивное взаимодействие международного и внутригосударственного права. Оно бывает различной интенсивности, приобретает различные формы, вызывается разными причинами (хотя общей причиной служит взаимодействие международной системы и внутригосударственных систем, взаимодействие регулируемых правом общественных отношений) в зависимости от того, при регулировании какой категории общественных отношений оно происходит.
Процессы, происходящие в каком-либо государстве, состояние внутригосударственных отношений, тенденции их развития иногда могут оказывать заметное влияние на взаимоотношения данного государства с другими государствами.
Как правило, происходящее внутри государства - это его внутреннее дело. Однако некоторые явления внутригосударственного характера могут оказывать такое большое влияние на состояние межгосударственных отношений, что государства договариваются об их регулировании определенным образом. Примером могут служить вопросы защиты прав человека, которые, будучи, по существу, внутригосударственными, иногда затрагивают отношения между государствами, в связи с чем могут возникнуть межгосударственные отношения по поводу их регулирования. Массовые нарушения прав человека "у себя дома" нередко служат целям агрессивного внешнеполитического курса, и наоборот. Так было в фашистской Германии. Ее агрессивной внешней политике предшествовали, а затем и сопутствовали вопиющие и массовые нарушения элементарных прав и свобод внутри страны.
С межгосударственными отношениями связаны и международные отношения немежгосударственного характера. Так как сторонами этих отношений являются индивиды либо юридические лица, они не могут, как правило, непосредственно регулироваться нормами международного права. С другой же стороны, только и исключительно национально-правовое регулирование этих отношений вызывает ряд затруднений, так как они, как правило, не подпадают под исключительную юрисдикцию какого-либо одного государства и на этой почве возникают коллизии между нормами права различных государств. Разрешение этих коллизий ведет не только к взаимодействию различных национально-правовых систем (через международные частноправовые "привязки", отсылки, формулы взаимности и др.), но и порождает межгосударственные отношения по поводу упорядочения международных отношений немежгосударственного характера.
В некоторых, довольно ограниченных, областях объект регулирования международного и внутригосударственного права может совпадать Это бывает главным образом в тех случаях, когда междувластные отношения осуществляются в праделах территориального верховенства государства. Типичный пример - дипломатические и консульские отношения. Источниками, определяющими правовое положение дипломатических и консульских представительств, их персонала, служат не только международные договоры и обычаи, но и внутригосударственные законы.
Другой случай совпадения объекта регулирования международного и внутригосударственного права - это область разграничения прав территориального верховенства государств и область прав государств в пространствах, лежащих за пределами их территории. Например, международное право предусматривает, что в некоторых случаях государства могут использовать для определения ширины своих территориальных вод метод проведения прямых исходных линий. Государства же в сзоем внутреннем законодательстве уже конкретно, с учетом особенностей своей береговой линии определяют, где применим этот метод. И деятельность в экономических зонах прибрежных государств одновременно регулируется как нормами международного, так и нормами национального права. Однако нормы внутригосударственного права, регулирующие в данном случае эти отношения, основываются на соответствующих принципах и нормах международного права. Они не только не могут противоречить последним, но чаще всего уточняют и обеспечивают реализацию требований норм международного права.
Для обеспечения норм М.П существует специальный институт - институт трансформации, хотя правильнее было бы назвать этот процесс имплементацией, так кан норма МП на самом деле не преобразуеться, а сохраняет свой статус.
Трансформация бывает общая и индивидуальная. При общей государств устанавливает, что все или только пределенные виды принятых им международных норм являеться частью права страны. При индивидуальной - необходимо в каждом случае вводить международные нормы в право страны специальным актом. В некоторых странах, напр. В Великобритании, в отношении МП применяеться обшая трансформация, а в отношении договоров - индивидуальная.
Виды трансформации: прямая и опосредованная. При первой - правила договора порождают тождественные правила в национальном праве в силу принятия договора. При опосредованной - на основе договора издается национальный правовой акт, воспроизводящий содержание договора.
Зараз вважаeтьтся e ще багато способiв:

  1. Отсылка.
    В национальном праве в норме записано, что положения международного договора будут применяться в определенных случаях. Все чаще встречаються отсылки к неправовым актам, к резолюциям международных организаций и конференций.
  2. Инкорпорация.
    Нормы МП обьединяються с нормами нац. законодательства так, что до существующего закона включаються нормы МП.
  3. Легитимация.
    Признание каого-либо права или полномочия.
  4. Адаптация.
    Нормы НП воспринимают нормы МП, только сменивают субьектов и способ использования.
  5. Рецепция.
    Ратификация договора и приведение нац. законодательства в соответствие с нормами МП.
  6. Унификация.
    Приведение МП и внутреннего законодательства в общую систему.
  7. Генеральная трансформация.
    Нормы МП напрямую используються судами страны (Франция).
  8. Создание особого правового режима.

Назад 1