МП о соотношении его норм с национальным правом
Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы права. При этом одни из сторонников этих концепций исходят из примата (верховенства) внутригосударственного права, другие - из примата международного права. Теории примата внутригосударственного права, получившие распространение во второй половине XIX - начале XX в. главным образом в немецкой юридической литературе, рассматривали международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств, как "внешнее государственное право". Представители этого направления - А. Пори А. Лассон. В основе рассуждений сторонников примата внутригосударственного права лежали взгляды Гегеля, который утверждал, что взаимоотношения между государствами суть взаимоотношения между самостоятельными контрагентами которые остаются выше отношений между собой.
В настоящее время более распространена другая разновидность монистической концепции - примат международного права над внутригосударственным. Наиболее полно она развита в трудах Г. Кельсена. Объявляя международное право "высшим правопорядком" и устраняя из своей теории государственный суверенитет, Кельсен в сконструированной им системе объявляет единственным носителем прав и обязанностей индивида.
В соответствии с принципом суверенного равенства государств каждое государство свободно определяет порядок взаимодействия своего права с международным. Вместе с тем принцип суверенного равенства обязывает выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.
В соответствии с принципом добросовестного выполнения обязательств по МП при осуществлении своих прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, шосударства сообразуються со своими международно-правовыми обязательствами.
Согласно МП, в сдучае расхождения международного обязательства и национального права государство не может ссылаться в качестве оправдания на свое право, за исключением случая, когда согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение норм внутреннего права относительно компетенции заключать договоры., при условии, если нарушение было явным и касалось внутренней нормы особо важного значения.
Следовательно, лишь грубое нарушение конституционных норм, определяющих компетенцию государственных орпганов в области принятия международных обязательств может служить поводом от отказа от договора.
В этих положениях нашло отражение признанное правило, в соответствии с которым МП возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации определяеться национальным правом, если иное не оговорено в международно-правовой норме. Вместе с тем по мере роста числа норм, реализация еоторых проходит на национальном уровне, появляються новые моменты. Реализация, например, международных норм о правах человека невозможна без издания соответсвующих законов. В результате государство, принимая такие нормы, берет обязательство издать соответствующие законы.
В обшем, государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить выполнение международных обязательств. Мир и международный правоворядок могуть быть надежно обеспечены при условии, что в государствах укрепиться демократическое правлени, основанное на принципах уважения прав человека и господстве права.