Основания международно-правовой ответственности
Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения. Ими являются договоры обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера. Договор и обычай содержат обязательные правила поведения как традиционные источники международного права.
Акты международных организаций могут являться юридическим основанием ответственности в виде резолюций, постановлений, деклараций, поскольку им придается обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приеме в организацию и исключении из нее, акты толкования общепризнанных норм международного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН. Обязательными являются и правоприменительные акты органов международных организаций, прежде всего резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер.
Обязательства государств могут вытекать не только из источников международного права, но и из актов применения права. Такими актами являются, в частности, решения международных судов, арбитражей и трибуналов. Суд устанавливает факт правонарушения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создаёт новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера - для данных государств и на конкретный случай. В отдельных случаях юридическим основанием международно-правовой ответственности государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государстнами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины территориальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской-экономической зоне, использование ресурсов континентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других государств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.
В 1974 г. Международный Суд ООН высказал следующее суждение: "Общепризнано, что декларации, составленные посредством односторонних актов, касающихся правовой или фактической ситуации, могут иметь своим следствием создание правовых обязательств... Обязательства такого рода обязывают государство, даже если они не были приняты в рамках переговоров".
Фактические основания ответственности. Фактическое основание есть то, за что наступает ответственность. Признаки международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности : КМЛ выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности "Элементы международно-противоправного деяния" гласит: "Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства".
Государство - это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее правило: "Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства". Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.
Не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства - учредительной, законодательной, исполнительной, судебной или иной, а также какой - международный или внутригосударственный - характер имеют эти функции.
Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций. "Государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы".
Исходя из этих общих положений, можно отметить следующие наиболее характерные случаи. Государство, принявшее определенное международное обязательство,-непременно должно внести в законодательство поправки. Это означает, что оно навлекает на себя ответственность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов. Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров государство "не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".
В равной мере государство несет ответственность за действия своих исполнительных органов, прежде всего правительства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственности либо гражданам. Следует четко разграничивать случаи ответственности хозяйственных, политических, общественных и других организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.
Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязательствам государства. Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может уполномочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обязательств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за нарушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все зависит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.
Разные последствия имеют действия индивидов, совершенные в связи с деятельностью государства. Поведение лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо, или группа лиц, фактически действовало от имени данного государства" (ст. 8). Таковы, например, организация и засылка вооруженных групп и банд на территорию другого государства, выполнение отдельными лицами поручений государственных органов на иностранной территории и т. д. Действия, не свяаанные с осуществлением прерогатив государственной власти либо не имеющие отношения к политике государства, рассматриваются как, действия частных лиц и не присваиваются государству. Вместе с тем они также могут посягать на защищаемые международным правом интересы другого государства (покушение на его честь, достоинство и имущество, преступления против его представителей и граждан, организация вооруженных отрядов, подрывная деятельность и т. п.). Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены - пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международно-правовая ответственность государства, но не за действия частных лиц, а за бездействия своих органов. Следовательно, общая концепция такова: государство несет ответственность за действия всех своих органов, ) также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц. Кроме того, по некоторым договорам на государство возлагается ответственность за всю национальную деятельность - как органов государства, так и любых физических и юридических лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6-7 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государственными, так и частными космитескими объектами.
Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фактическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.