ДОО берет свое начало, как уже упоминалось, с Энкенбахского (1963) и Кенигшстайнского (1965) совещаний, созванных по инициативе пастора А. Биттлингера. В последующие годы харизматическому движению удалось привлечь на свою сторону многих пасторов и церковных служителей. Было это сделано, однако, с особой целевой установкой — для обновления евангелической церкви.
В 1976 г. был создан координационный комитет в составе 10 человек. 2 марта 1976 года он опубликовал в Вюрцбурге «Богословские директивы харизматического обновления общин в Евангелической церкви». Эти директивы ясно показывают нам, как ДОО понимает свою роль:
«Харизматическое обновление общин — это духовное движение пробуждения внутри церкви. Оно рассматривает себя, как точку пересечения многих богословских и спиритических импульсов современного христианства. Для движения очень важно проникнуть и действовать во всех сферах церкви. И особенно важно для него внутреннее созидание живых, сознающих свою ответственность за миссию, общин...«...Благодаря харизматическому движению обновления, была поставлена под сомнение деятельность народной церкви, которую отличает пассивность и равнодушие большинства ее членов. Но все же, харизматическое обновление общин находится внутри церкви и следует ее традиционному учению. Оно ищет диалога со всеми богословскими направлениями, способствующими обновлению церкви. Его цель — харизматически обновленная церковь, существование которой делает само харизматическое движение излишним...
В новом издании брошюры «Первая информация» (1987) говорится:
«Духовное обновление церкви (ДОО) признает свою принадлежность к созданной церкви, как предназначенное ей Богом место (родной дом и рабочее место одновременно). ДОО верит и исповедует то, что сегодня, несмотря на ее вину и явные признаки распада, Бог верен этой церкви. ДОО противостоит всем искушениям внутренне или даже внешне оставить церковь. ДОО молится об обновлении церкви и активно трудится в этом направлении».
В 1978 году руководителем ДОО был избран Вольфрам Копферман — с 1974 по 1988 год пастор центральной Гамбургской церкви Св. Петра. Он оказывал сильное влияние на ДОО вплоть до его выхода из евангелической церкви в 1988 году. В 1978 году появилось и первое открытое письмо ДОО. Эти письма редактировал В. Копферман, пока не вышел из евангельской церкви. Нерегулярно выходящее «Открытое письмо» под его редакцией стало как бы связующим изданием, на 20—30 страницах которого публиковались статьи на харизматические темы, свидетельства и чаще всего сообщения о совещаниях, различные мнения и предложения высказанные на этих совещаниях. В 1980 году в Гамбурге была организована канцелярия ДОО, в которой работают как штатные, так и временные сотрудники.
ДОО признает дальнейшие взгляды и практику харизматического движения, правда, отмежевываясь при этом от принятой в нем точки зрения на «говорение на языках» и «крещение Духом».
«Какую высокую оценку не давали бы мы дару языков, но все же мы едва ли можем усмотреть в Новом Завете безусловную связь между исполнением Духом и молитвой на языках. Деяния Апостолов сообщают о примерах исполнения Духом, когда случались и молитвы на языках, но это не доказывает всеобщего значения этих переживаний... Что же касается употребления понятия «крещение Духом», то оно в переплетении с понятием о водном крещении послужило, к сожалению, недооценке значения последнего. Понимание водного крещения как таинства, принятое в католической и лютеранской церквах — сторонниками «крещения Духом», как правило, оспаривается. Согласно же Новому Завету крещение водой — основа личной и церковной жизни в вере...»
ДОО признает, в общем, так называемое «научное богословие»:
ДОО признает необходимость «научного богословия» для церкви. Этим самим оно одобряет и исторический метод рассмотрения Св. Писания и считает само собой разумеющимся то, чтобы не замалчивать переживания в харизматическом движении перед лицом различных научных фактов, ставящих эти переживания под сомнение».
Любопытно, что как В. Копферман, так и его последователь в ДОО Ф. Ашоф подчеркивают, что они — сторонники «библейской», но не «библицистической» экзегетики Ветхого и Нового Заветов. Из этого следует, что, даже если они и отклоняют результаты исторически-критического исследования, метод этот одобряют (различение источников и др.).
Важнейшим видом деятельности ДОО является проведение большого количества совещаний, семинаров и конгрессов. Они подразделяются на:
— вводные семинары,
— совещания по созданию общин,
— региональные встречи и конгрессы.
Взаимосвязи
Особенно активные взаимоотношения существуют между ДОЦ и католически-харизматическим обновлением церкви. Это явствует из содержания совместного экуменического журнала «Обновление в церкви и обществе», который издавался вначале А. Биттлингером, Г. Мюленом, Р. Коппом. Вскоре в издательский круг, а потом и в редакционную коллегию вошел В. Копферманн. Вот как отзывался в то время В. Копферманн о Г. Мюлене:
«В лице падерборнского догматика Герберта Мюлена западногерманскому христианству был дарован учитель академического уровня, который как профилированный систематический богослов, соединяющий в себе могучее духовное достоинство веры, имел несомненное дарование руководителя, понимание пасторских нужд Церкви, ревность в евангелизации и экуменическую широту. Его назначение, его труд — это большой вклад в харизматическое обновление евангелической церкви, принесший ей большую пользу».
В первые годы был проведен целый ряд католическо-евангелических совещаний, а позже предлагались конфессиональные специальные семинары, т.к. в них на то время видели самый действенный путь развития церковного обновления. Членам ДОО и особенно участникам вводных семинаров, настойчиво рекомендовали для чтения трактаты католического догматика Г. Мюлена и прежде всего его «Упражнения в элементарном христианском опыте».
Такое же тесное сотрудничество существует у ДОО и с «Рабочей группой по созиданию общин», членом правления которого В. Копферманн был до его выхода из евангелической церкви.
В 1988 г. В. Копферманн неожиданно выходит из правления ДОЦ, а 12 сентября того же года из правления евангелической церкви Германии. Днем раньше он во время богослужения в присутствии около 2 тыс. посетителей попрощался со всей церковью. Через несколько недель В. Копферманн основал «Анскарскую свободную евангелическо-лютеранскую церковь» — евангельско-харизматическую свободную церковь. Вскоре после своего основания она насчитывала 400 членов.
Копферманн обосновал свой выход из евангелической церкви Германии, известие о котором попало в заголовки, как светских газет, так и церковных изданий, тем, что в евангелической церкви существует плюрализм, а так же тем, что «система народных церквей с библейской точки зрения весьма и весьма сомнительна, а с исторической, собственно, уже устаревшая и в практическом отношении крайне неэффективна».
Занимая столь последовательную позицию Копферман стоял, по крайней мере, на один шаг впереди полностью верных евангелической церкви членов Гнадаусского объединения, которые очень часто и резко критиковали Копфермана. Тем самым он бросил вызов евангелической церкви Германии:
«...Я трудился и агитировал, чтобы в народной церкви возникли не только домашние кружки и ячейки веры, но чтобы общины целиком обновились силой Духа Святого. Эта моя надежда иссякла. Возведенный в догму плюрализм в евангелической церкви Германии требует равноправия для всех, так называемых стилей благочестия жизни, вне зависимости от того, что они собой представляют в общем или на уровне общины. Стоит только воспрекословить им, основываясь на Новом Завете, как тут же поднимается скандал».«...То, что скрепляет воедино евангелическую церковь Германии — это не общее, содержательное исповедание Христа, но обычай крещения младенцев, система церковного налога, обладание церковным правом и целое множество «невинных» лозунгов типа «Церковь была грешной и больной во все времена, даже церковь первоапостольская...»
«Правило таково: народноцерковная структура препятствует изменению главной направленности общин, как целого. Итак, сегодня я отмежевываюсь от того, чему сам учил и что практиковал... Общины евангелической церкви Германии — в высшей степени духовно бесцельны. Точнее, согласия в вопросе, в чем, собственно, заключается призвание Церкви, более не существует».
Поразительно, что у В. Копфермана нашлось мужество ради осуществления библейских принципов отказаться от убеждений, которые он проповедывал годами, которые применял на практике, а особенно от неписанной «догмы» харизматиков — «Догмы рознят — любовь объединяет».
«Любовь и истина всегда неразлучны. Иногда послушание познанной истине требует шагов, вызывающих у людей чувство обиды. Они же объясняют такие шаги как выражение отсутствия любви...»
Итак, Копферман категорически отмежевался от лжеучений католической церкви, которые препятствовали ему стать католиком, и от практики крещения младенцев:
«С самого детства, ведь я вырос в Падерборне — в крае католическом, я испытывал глубокое уважение к католической церкви. Но переходу моему мешают непреодолимые преграды ее учения. Правда, я согласен, что в католической церкви есть искренние ученики Иисуса, но полагаю, что в целом ею допущено слишком много небиблейских высказываний и учений».«Почти каждое лжеучение, сходящее с кафедры, принимается здесь за истину. Лишь одно «нет» против крещения младенцев кажется церкви уже угрозой ее устоям».
Свой дальнейший путь В. Копферманн видит так:
«Я надеюсь, что этот мой шаг в общем послужит не тенденциям приспособленчества, а побудит к бескомпромиссному следованию за Иисусом Христом. Я же буду теперь по-прежнему усердствовать в евангелизации, твердо уповая на действие Святого Духа и сотрудничая с как можно большим числом других христиан и групп, и прежде всего предоставляя приоритет молитве».
Комментарии его бывших руководителей и сотрудников из ДОО отчасти весьма резки и свидетельствуют о том, что Копферман своим поступком, по-видимому затронул чувствительный нерв у многих обычно вполне либеральных и толерантных сотрудников Народной церкви.
Г.Д. Раймер (Евангельский центр по вопросам мировоззрения, Штутгарт):
«Предприняв такой шаг, Копферман оказал ДОО столь плохую услугу, какую только можно было придумать. Если он, будучи предводителем, не смог сохранить харизматический импульс от других, не обновляющих церковь вредных элементов, то как же смогут это сделать его подопечные, ведомые им? Обосновано определить связь «харизматиков» с опасностью раскола церкви можно будет только в будущем. И это наносит очень большой вред нашему общему делу».Епископ Петер Круше:
«Организация еще одной свободноцерковной группировки, несмотря на уже существующие свободноцерковные возможности для христиан, которые не желают оставаться в официальной церкви, противоречит заповеди Христа о единстве и подрывает доверие к христианским свидетельствам».
В. Копферманн весьма ясно понял, что, с одной стороны, все попытки оживить народную церковь обречены на провал, а с другой стороны еще никогда не были столь огромны как сейчас. Поняв это, В. Копферманн сделал своевременные и правильные выводы и тем самым дал сильный толчок, побудивший к размышлению Гнадаусские и другие объединения общин, которые помышляют об образовании Исповедальной церкви внутри евангелической церкви Германии.
Остается только пожелать, чтобы это были не только новые общины, но и библейские общины новозаветного образца, которые бы, несмотря на особое внимание к харизмам, вновь не задохнулись в «пасторской церкви» и не застыли в сакраментализме.
Предыдущая глава | Содержание | Следующая глава |