Третья волна — «пауэр-ивэнжелизм»

Райнхард Боннке - «комбайн Божий»

Боннке родился в 1940 г. в семье пятидесятнического проповедника, в земле Шлезвиг-Гольштейн. В 9 лет он обратился к Богу. Год спустя во время одного домашнего собрания одна из присутствовавших женщин увидела «видение»: маленького мальчика, преломляющего хлеб для тысяч чернокожих людей. Затем она обратилась к Райнхарду, который стоял рядом с отцом, и сказала: «Вот, он — тот мальчик, которого я видела в видении».

Уже в одиннадцатилетнем возрасте у Райнхарда возникает твердое намерение стать миссионером в Африке. Когда он был подростком, ему приснилась карта, на которой было написано название города: Иоганнесбург. В 15 лет Р. Боннке впервые испытал «поток силы Божией».

«Во время молитвенного часа в узком кругу меня вдруг пронизал поток силы Божией. Ощущение было такое, словно я сунул палец в электрическую розетку. Сердцем я отчетливо услышал слова: «Встань и возложи руки на сестру, стоящую позади тебя! У нее большая нужда». — Чувство ужаса объяло меня. Что подумает мой отец?! Он был проповедником в этой общине. Но Господь усилил поток энергии во мне. Я стал ощущать его еще интенсивнее. В конце концов я вскочил и возложил руки на голову той женщины. Я почувствовал, как этот поток энергии излился в нее через мои руки».

1959 году Р. Боннке начинает посещать библейскую школу в Сьювенси (Уэльс, Великобритания). К удивлению его родителей и всей общины, эта школа была «совсем не пятидесятнической, а евангельской», и довольно-таки консервативного направления. Но, несмотря на это, он имел там возможность продолжать молиться на языках, не раздражая при этом своих учеников и учителей, так как «они думали, что он молится по-немецки». У сотрудников этой школы он научился «жить верой». Все, в чем нуждались сотрудники и библейская школа, было вымолено у Бога, это, однако, не подлежало огласке. Когда директор однажды вновь поделился с учениками своей услышанной Господом молитвой, то Боннке совершил своеобразную молитву: «Господь, если Ты готов доверить мне, то я желаю стать мужем веры».

В 1961 году его духовная учеба закончилась. В день, когда он должен был отправиться домой в Германию, во время остановки поезда в Лондоне Боннке посетил дом Джорджа Джефери, который когда-то «принес британцам огонь полного Евангелия с огромными чудесами и знамениями». Сам Боннке об этой встрече рассказывает так: «...Он выглядел, как девяностолетний старик, хотя ему было только семьдесят два года. «Чего тебе?» — спросил он. Я назвал свое имя и затем мы стали беседовать о деле Божием. Неожиданно он вдруг пал на колени, потянув за собой и меня, и стал благословлять меня. Сила Святого Духа наполнила помещение и мне показалось будто бы помазание, подобное елею Аарона, стекает с моей головы «до краев одежды». Я оцепенел, затем поднялся и, попрощавшись, вышел. Четыре недели спустя Джефери вошел в славу Господню и это было похожее на то, что произошло с Илией...»

Приехав в Германию, Р. Боннке приобретает первый опыт, участвуя в евангелизационных мероприятиях Палаточной миссии и помогает организовать одну общину во Фленсбурге. Вскоре он женится на Анне и переезжает вместе с нею на Юг Африки, в Лесото, для миссионерского служения.

Там, кроме прочего, в 1970 году он переживает такую «славу и присутствие Божие», что не может выразить это в словах. Находясь в финансовом затруднении, он услышал глас Божий: «Кадка с мукой не опустеет и масло в кувшине не иссякнет!» На что он произнес: «Хорошо, Господи... вот это дело — будет кадкой, а вот это — кувшином. Мое дело разливать, а наполнять — эту задачу Ты возмешь на Себя». Боннке продолжает: «С тех пор, выполняя все задачи, которые поручал мне Бог, я больше никогда не испытывал денежных затруднений. Если и случалось, что я расходовал больше, чем у меня было на банковском счету, то вдруг обнаруживалось, что на мой счет поступили новые пожертвования».

Примерно на это же время приходится то евангелизационное мероприятие, на котором Боннке приобрел первый опыт в исцелении. Он пригласил для проповеди в палатке на 400 человек одного известного евангелиста. Но этот «муж Божий», внезапно прервав свою проповедь на середине, попросил Боннке продолжать евангелизацию самостоятельно. Когда же Боннке продолжил, то на следующий день на него, на переводчика и на всех слушателей излилась «сила Божия».

«Я едва был в силах продолжать. В сердце отчетливо был слышен голос. Никогда еще мне не приходилось слышать такого. Господь говорил: «Мои слова в твоих устах обладают той же властью, что в устах Моих».

«Голос Духа Святого вновь и вновь пробуждал его: «Призови всех совершенно слепых и скажи властное слово...» Он посмотрел на бедных слепцов и заявил решительно: «Я буду говорить к вам с властью Божией и вы увидите белого мужчину, стоящего перед вами. Ваши глаза откроются!»

Когда Боннке воскликнул: «Во имя Иисуса Христа да откроются ваши слепые глаза!», одна ослепшая четыре года тому назад женщина стала зрячей, и исцелился один ребенок-калека. Исходя из этого опыта, Боннке делает вывод о том, что Бог доверил ему служение более масштабное и переезжает из Лесото в Иоганнесбург. В то же время Боннке придумал свой не обоснованный Библией «военный клич»: «Мы разорим ад и населим небо!» Позже он добавил: «... и обреем дьявола наголо».

С 1975 года под руководством Р. Боннке начало свою работу миссионерское общество «Христос для всех народов».

«Пораженные Святым Духом»

В 1976 году Боннке проповедывал в Ботсване и для этой цели арендовал стадион. Там он впервые стал свидетелем того, как люди падают во время проповеди на землю.

Когда его спросили, что бы это значило, он ответил:

«Когда кто-то падает, то это не чудо, но знамение — знамение присутствия Божия».

Под конец этой евангелизации «Дух Святой» вновь стал побуждать Боннке: «Молись о людях, чтобы они получали крещение в Духе Святом!»

Затем Боннке попросил одного из своих сотрудников провести со слушателями разбор библейских мест на тему «крещение Духом», но ничего особенного из этого не вышло. К тому же, сотрудник забыл нечто весьма важное — побеседовать о говорении на иных языках».

Когда людей снова призвали пройти вперед, то вышла примерно тысяча человек, а потом произошло следующее:

«В тот момент, когда они подняли свои руки, будто что-то взорвалось посреди них. За несколько секунд все, кто только что стоял, лежали пластом на земле. Все они молились словами Господа на новых языках. Боннке с большим удовольствием взирал на этот святой беспорядок. Ему никогда еще не приходилось переживать что-либо подобное».

Явления такого рода являются характерной чертой всего служения Р. Боннке. На евангелизационных собраниях он обычно сначала проповедует о «крещении Духом и огнем», а затем за несколько секунд тысячи людей падают навзничь и начинают говорить на иных языках. Зачастую этот беспорядок, хаотичное нагромождение лежащих вповалку людей, определяют термином, который в переводе с английского переводится как «пораженные Духом», или «пораженные силой Божией». В Германии же обычно говорят о «покое в Духе», или о «сбивание с ног Духом».

В 1980 году на харизматическом конгрессе в Берлине Боннке рассказывал:

«В последний день у нас состоялась так называемая «ночь Святого Духа», и я говорил на тему «Крещение Духом и огнем». Когда мы спросили, кто желал бы прямо здесь, на этом месте получить крещение во Святом Духе, то на внутреннюю часть стадиона вышло около 5 тысяч человек. И в тот момент, когда они подняли руки, они сразу же начали славословить Иисуса. Это было подобно взрыву бомбы. Приблизительно за 3 секунды все 5 тысяч лежали плашмя на земле... И когда я проходил рядом с ними, то они начали подыматься, и я слышал, как тысячи славили Бога на новых языках. И тогда Господь сказал: «Время серпов прошло, ныне наступило время комбайнов!» Сейчас я ожидаю новую палатку, которая будет способна вместить 34 тыс. человек. Половину необходимых денег для ее приобретения Бог уже послал нам. Разве это не фантастично? Я уверен, что скоро поступят и остальные деньги. И тогда мы в Африке обреем диавола наголо. Аллилуйя!»

Массовые евангелизации

После евангелизации в Гарбороне Боннке осознал свое призвание стать «евангелистом масс». С тех пор в его сообщениях большие цифры играют важную роль.

«Большие цифры очаровывают его. Но не ради самих цифр, а ради дела Божия и Его поручения». Боннке говорит: «Публику не интересуют зрелища, в которых задействована горстка людей. Большие массы народа впечатляют. Если люди не идут к нам толпами, то нам следует серьезно проверить себя».

В 1978 году Боннке стало ясно, что для проведения евангелизации ему теперь уже нужна очень большая палатка. Во время одной из евангелизации, которая проводилась в маленькой палатке, разразился ливень. Вскоре потоки воды устремились в палатку. Боннке воззвал к Богу в молитве: «Дай нам, пожалуйста, такую крышу над головой, как следует!» И молниеносно в его сердце пришел ответ: «Доверься мне в вопросе приобретения палатки на 10 тыс. человек!» Он ответил: «Я доверяюсь Тебе, Господи».

Через два года в Южно-Африканской республике у него такая палатка появилась. Кстати, там же в городе Витфельде было построено новое административное здание для его миссии. Однако скоро и эта палатка оказалась слишком тесной и после того, как Бог очень ясно сказал Боннке: «Время серпов миновало, ныне настало время комбайнов», у того возникло желание обзавестись самой большой палаткой в мире — на 34 тысячи человек.

«С помощью этой палатки мы хотим в первую очередь достигнуть Евангелием Южной Африки, однако Бог открыл нашему обществу, что Он желает использовать ее и для всего континента: «Я умножу жатву втрое, так как время коротко. Для этого дела Я наделю вас троекратным помазанием Святого Духа».

Вначале Р. Боннке надеялся получить эту палатку за 18 месяцев, но потребовалось целых 5 лет, пока в 1984 году состоялось торжественное ее освящение. Но до того, в 1981 году во время проведения «Берлинских вероисповедных дней», организованных Ф. Шпитцером согласно полученного видения, Р. Боннке произнес речь. В ней он сообщал с восторгом:

«...Совершаются чудеса и знамения, как во времена Деяний Апостолов. В Германии ко мне пришел один оптик и сказал: «Я хотел бы что-нибудь пожертвовать для Африки». Я, конечно, обрадовался, так как мы срочно нуждались в деньгах. Он продолжал: «Я хотел бы подарить вам для Африки 3 тыс. очков, для раздачи среди бедных негров». — «Очки? Мы не раздаем очки на наших евангелизационных собраниях, а собираем их! Сколь часто мы становимся свидетелями, как Бог открывает незрячим глаза! Да и как вы это себе представляете? Вначале мы молимся о слепых — они становятся зрячими. И что? В заключение нам раздавать им очки? Это же никак не вяжется!»

(Между тем, сейчас Р. Боннке уже сам носит очки и теперь, наверное, отнесся бы положительно к пожертвованию очками).

В 1982 году Р. Боннке поехал по приглашению И. Чо в Сеул, чтобы посетить церковь Чо и задать ему «тысячу вопросов» и «возвратился в Южную Африку с окрепшей верой». «Когда я увидел, что совершает Чо и то, как Господь его благословляет, я сказал: «Господь, я доверялся Тебе еще слишком мало».

Через некоторое время Р. Боннке уже слыл «африканским Билли Грэмом». Он «был признан во всем мире одной из ведущих фигур в области евангелизации» и получает приглашения со всего мира. Его евангелизационные мероприятия и за рубежом сопровождаются «чудесами и знамениями». Например, в Хельсинки в 1983 году один человек, дотронувшись до пиджака Р. Боннке, «упал наземь под силой Божией».

На фоне всех этих фактов прибытие Р. Боннке на Амстердамскую конференцию евангелистов, созванную Б. Грэмом, в 1985 г. выглядело вполне естественным.

«Боннке ожидал от конференции многого. И не только потому, что там ему представилась возможность выступить. Он надеялся познакомиться в Амстердаме с как можно большим числом евангелистов из Африки. Он хотел встретить там единомышленников, поделиться своим видением будущего, завоевать их доверие для сотрудничества».

Так впервые у него состоялся разговор с Б. Грэмом, «который поразил Боннке своей осведомленностью в делах общества «Христос для всех наций».

В том же году Боннке посетил известного, но не признанного большинством пятидесятнических общин, евангелиста-исцелителя Т. Л. Осборна, который отличался своими крайними взглядами.

Осборн рассылает своих сотрудников по всему миру на специально оборудованных проекторами автомобилях, укомплектованных фильмами о чудесах, кассетами с проповедями и т.п. для распространения своего благовестия. Такие автомобили Осборн называет «комбайнами». Известно также, что за денежные пожертвования он рассылает «благословленные» карточки и платочки, которые якобы сильны сохранять от несчастья и исцелять болезни.

Курт Хуттен пишет об Осборне:

«Квадратный кусочек дерева стал верхом безвкусицы Осборна. Такие кусочки он разослал в ноябре 1976 года. Они будто бы были изготовлены из старой платформы, на которой Осборн стоял во время одного из собраний, когда его служение исцеления сопровождалось многими чудесами. На ней якобы целых два часа лежал труп некоего слушателя, который упал с дерева, а потом был воскрешен из мертвых. И Бог открыл Осборну, что сила, пребывающая на платформе, будет пребывать и на каждой ее части. Каждому жертвователю Осборн посылал маленький деревяный кусочек: «Не дари его никому и не теряй его, бережно храни его, ибо он предназначен лично для тебя и ничем не заменим!» При сравнении этих квадратиков оказалось, что они разного происхождения, сделаны не из одной и той же доски». (Хуттен — «Прорицатели, мыслители, энтузиасты» стр. 37).

Боннке использовал предоставившуюся возможность и в беседе, которая длилась 2 часа, поделился с Осборном своими «надеждами и планами на будущее».

«Оба деятеля расстались в духе любви и сотрудничества. Прежде чем уйти из кабинета Осборна, Боннке попросил великого евангелиста молиться о нем. — «Нет, брат», — ответил Осборн, — «ты молись обо мне». Немецкий брат-евангелист и масштабы его видения будущего Африки произвели огромное впечатление на Осборна».

В том же году Р. Боннке встречался с руководителем CBN, владельцем крупнейшей христианской телестанции Америки Пэтом Робертсоном (кстати П. Робертсон выставлял свою кандидатуру на пост президента на выборах 1988 года). Робертсон пообещал миссии «Христос для всех наций» порядочную сумму денег на 1984 год, а другую, тоже большую сумму, вручил Боннке тут же, так что тот возвратился в ЮАР со значительными пожертвованиями и с заверениями в финансовой поддержке на будущее.

С течением лет позиция Боннке в вопросе о призывах, пробуждающих к пожертвованиям, потерпела изменения. В 70-х в одной из своих проповедей он все еще посчитал нужным сказать: «Мы переживаем одно чудо за другими. Мы обошлись без кредита и тем не менее смогли оплатить все. Так обстоят наши дела и до сего дня: нам еще не приходилось платить ни пфеннига из кредитных процентов. Я никогда не прошу денег, я молюсь о них».

В 1983 году он опять продолжает в том же духе: «Бог оплачивает все, что заказано ради Него. Вот и эта огромная палатка — это дело не моих усилий, а Его». Однако, в дальнейшем завуалированные и откровенные призывы к пожертвованиям становились все конкретнее с каждым годом:

1985 год.
«Господь открыл мне: Он вложит в сердца столь сильное побуждение, какое нам еще никогда не приходилось испытывать, и чудесным образом скоро поступят деньги как ответ на молитву. Счет будет оплачен до 15.01.1986 года».

1987 год.
«...У нас все еще 1,65 млн. долга, который столь удручает нас, особенно меня, когда я подумаю о процентах... Судьба всех огромных евангелизаций повисла на ниточке... Я заранее благодарен за наши молитвы и практическую помощь, даже если она пока еще и не очень большая...»

1988 год.
«...Если мы желаем сохранить темп, то нам необходима срочная финансовая поддержка... Мы срочно нуждаемся в активных партнерах! В партнерах, серьезно молящихся и готовых помочь в финансовом отношении...»

1989 год.
«...Многие получатели журнала «Миссионс-репортаж» на протяжении многих лет еще ни разу не заявили о себе. Говоря об этом, я протягиваю руку. Нам необходимо партнерство, основанное на твердых обязательствах. Если мы хотим достигнуть цели предначертанной самим Богом, то это будет стоить усилий как в совместной молитве, так и в совместной жертве...»

Между тем не появляется уже ни одного номера журнала «Миссионс-репортаж», ни одного открытого письма, чтобы в них не звучали более или менее настойчивые просьбы о деньгах. 18 февраля 1984 года состоялось торжественное открытие огромной палатки. На него приехали гости из многих стран мира. Богослужением по случаю посвящения палатки руководили П. Бенгу и П. Шох. Главную проповедь сказал Р. Боннке. Призыву принять Христа Спасителем вняли 5 тыс. человек. Но 11 недель спустя, 6 мая, когда Боннке находился в Калькутте (Индия) на конференции «Бизнесменов полного Евангелия», разразившаяся буря разодрала крышу новой палатки, установленной в Капштадте (ЮАР):

«Самая большая евангелизационная палатка мира была разрушена! На ее месте стоял лишь скелет из канатов и стальных столбов. Оставшиеся куски крыши свисали вниз, и большую часть ее, общим весом около 20 тонн, ветер носил по улицам и садам Фалхаллы. В течение нескольких часов был уничтожен плод почти пятилетних трудов. В это было трудно поверить».

И тому, кто выступил с кличем «обрить дьявола наголо», пришлось, возвратясь из Индии воочию увидеть «застывшие в немом молчании устремленные ввысь стальные трубы каркаса. Рядом лежали разодранные, уже свернутые и связанные остатки брезента». А ведь сам Боннке, находясь в Калькутте именно 6 мая, «в уединении, там в Индии, славил и благодарил Бога за то, что в этот день исполнилось ровно 25 лет, как Он мне разрешил пребывать в Его служении». (25 лет, если считать служением 2 года библейской школы.) Теперь же после уничтожения палатки он задавал себе вопрос: «Не являлось ли это разрушение палатки подарком дьявола к этому юбилею?»

Однако, прибыв в ЮАР, он мужественно заявил: «Это только начало. Дьявол переступил дозволенные границы. Я сердцем знаю, что скоро произойдет что-то фантастическое. Это служение состоит из чудес».

18 месяцев спустя после того, как проповедник «Евангелия благосостояния» ученик К. Хейгена К. Коупеленд пообещал оплатить все расходы на новую крышу, палатка была восстановлена.

«Деньги на новую крышу я получил от известного и популярного в США учителя Библии, Кеннета Коупеленда. Сумма составляла ровно 2,53 млн. марок».

Переезд в Германию

В 1985 году, который считается годом «самым травмирующим для Райнгарда и его команды», было принято совместное решение перевести главную канцелярию общества «Христос для всех наций» из Витфильда (ЮАР) во Франкфурт (ФРГ), где Боннке удалось приобрести земельный участок со зданием для канцелярии и жилых помещений. Переезд повлек за собой неизбежный разрыв Р. Боннке со своими многолетними сотрудниками.

Предыдущая глава Содержание Следующая глава

1