Вернуться на начальную страницу Вернуться к содержанию Напишите нам письмо

МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ N 12/1999


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II К УЧАСТНИКАМ II (VII) ВСЕЦЕРКОВНОГО СЪЕЗДА ЕПАРХИАЛЬНЫХ МИССИОНЕРОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры - досточтимые делегаты Второго Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви!

Спасибо Вам, Ваше Высокопреосвященство, за труды, которые Вы полагаете на миссионерском поприще, готовя православных миссионеров для великого служения миссии Церкви. Спасибо всем вам, подвижники и труженики миссионерских дел, которые продолжают сегодня труды наших великих предшественников, которые совершали свое миссионерское служение может быть в еще более трудное время. Перед нами образ святителя Иннокентия, митрополита Московского, который всю свою жизнь посвятил просвещению и миссионерскому служению. И вот, читая книгу о святителе Иннокентии профессора Барсукова, действительно видишь образ великого подвижника, который, без наличия таких транспортных возможностей которые сейчас есть, просвещал, научал, преодолевал огромные пространства ради миссии Церкви Христовой.

Завершается XX век, который стал для Русской Православной Церкви Голгофой мученичества и исповедничества, и больше всего в нем пострадали архипастыри и пастыри, которые были носителями миссионерского духа и осуществляли свое нелегкое служение в условиях гонений, когда миссионерское делание считалось уголовно наказуемым, и любые действия в этом направлении могли повлечь за собой ссылку и даже расстрелы.

В 1996 году I съезд епархиальных миссионеров, прошедший в Белгороде, впервые за 80 лет заявил об активной позиции нашей Русской Православной Церкви в вопросах Православной миссии. Но это совсем не означало, что до миссионерского съезда Церковь не осуществляла своего миссионерского служения. В самые жестокие годы гонений Церковь имела разные формы миссионерского делания, которые, в конце концов, позволили ей при первых благоприятных условиях выйти за церковную ограду.

Миссионерский съезд завершается сегодня, и сегодняшнее заседание подводит итоги проделанной работы. Это последний миссионерский съезд в XX веке. И он должен дать импульс служению Церкви в XXI веке. По милости Божией, мы завершаем этот век, возрождая миссионерское служение и возрождая церковную деятельность во всем ее многообразии. За 70 лет было прервано преемство. Ушли в мир иной те, которые подвизались в области миссии Церкви. Сегодня приходят новые делатели, которые продолжают то служение, которое совершали их предшественники. И мы сегодня, возрождая миссию служения Церкви, должны отдавать себе отчет насколько важно это служение, важно для нашего народа, важно для России, для ее будущего, для будущего Церкви.

Второй Всецерковный съезд епархиальных миссионеров стал важным событием в жизни Русской Православной Церкви. Миссионерство, которое несколько лет тому назад получило свое второе рождение, сегодня удел не только талантливых одиночных усилий, а одно из главных направлений в современном Православии. Это веление времени - апостольская проповедь христианства - является нашим ответом на духовные искания российского общества. На рубеже тысячелетий Россия являет собой парадоксальный феномен, на одном полюсе которого тысячелетняя духовная традиция Православия, вшедшая в кровь и плоть нашего народа, а на другом - одна из самых безнравственных масскультур конца двадцатого века. Вседозволенность и отсутствие духовных ориентиров, с одной стороны, и одновременно жадные поиски любой духовности с другой, - вот сегодняшняя реальность.

Последние месяцы после кончины митрополита Токийского и всея Японии Феодосия мне приходилось встречаться и рукоположить двух епископов для Японской Православной Церкви. Общаясь с ними, ощущаешь, насколько они высоко ценят и не забывают в Японии равноапостольного подвига святителя Николая Японского. И сколько было на Руси таких подвижников, миссионеров, которые совершали свое служение. Потом эта связь Церкви и миссионерского ее служения прервалась и сейчас вновь восстанавливается. И мы с глубоким уважением относимся к тем, которые в наше непростое время совершают миссию Церкви. Сегодня мы не в чужих странах совершаем миссию, сегодня мы совершаем её в своей стране, среди нашего народа, который в течение 70 лет был отторгаем, насильственно отторгаем от Святого Православия, от веры в Господа Бога; в душах народа образовался духовный вакуум и этот вакуум пытаются заполнить разные силы.

Если эти поиски духовной жизни нам, церковным труженикам на поле миссионерства, не удастся наполнить православным мировоззрением, то на этом месте вырастут неоязычество и сектантство. Их идолы и капища создаются усилиями новой псевдокультуры, оккультными организациями и тоталитарными сектами через СМИ и всевозможные фонды "помощи и развития", которые часто финансируются из-за рубежа.

Ощущая связь времен разорванной, мы видим нашей главной задачей - восстановление Православной духовной жизни, как реальной и действующей силы в нашем обществе. И как в апостольские времена необходима проповедь христианства словом и делом среди всех слоев населения, чтобы всякий ищущий и стучащий в двери церковной ограды нашел бы эти двери отворенными.

За этим должно последовать воцерковление, а на сегодня -это один из слабых моментов нашей работы, поэтому воцерковление в сознании, образовании, традициях (особенно на семейном уровне), культурном делании - основная миссия РПЦ в наступающем веке.

Следующая задача - это деятельное противостояние деструктивным сектам и оккультным учениям, которые на рубеже веков активно заполняют наше духовное пространство. Не дать прорасти семенам Православия в душах - вот их задача. На это не жалеют денег и усилий: в нелюбви к Православной Церкви сливаются воедино сектанты всех мастей.

Духовная и псевдонаучная брань против этих сил требует привлечения интеллектуальных ресурсов всего Православного сообщества. Надеемся, что Миссионерский отдел (в сотрудничестве с другими отделами) станет центром сопротивления антихристианскому нашествию, опасность которого в обществе, к сожалению, не всегда осознается.

Таким образом, наша миссионерская деятельность имеет три основных направления:

1. Проповедь христианства и внесение зёрен православной духовности в общество.

2. Воцерковление общества через религиозную традицию.

3. Противостояние интервенции сектантства и оккультизма. Здесь важен выбор главного адресата - это молодежь, так как она наиболее восприимчива к духовному насилию, и у нее нет защиты в семье, школе, институте (семейные ценности сильно подорваны, а образование - по-прежнему атеистично). Поэтому именно молодежь, как творческую силу будущего, уже сейчас надо приобщать к традиционным православным и нравственным ценностям, таким как: семья, патриотизм, честь, труд и так далее, с постепенным воцерковлением, что, безусловно, является самым трудным этапом духовного возрастания.

Чем сектанты привлекают молодежь? Ведь приходят поначалу не в секту, а тянутся к духовному общению и совместному деланию, а это зачастую отсутствует в православных приходах. У людей создается иллюзия, что они попали в новую семью - их выслушивают не формально, а сочувственно, им уделяют внимание старшие; исчезает чувство одиночества. Это - важные психологические факторы вовлечения в секту. Наши же приходы, за редким исключением, по традиции, сложившейся еще в советские времена, являются служебно-требными единицами. Думается, что уже сегодня надо обобщить первые как удачные, так и неудачные опыты активных приходов (приходов-общин) Необходимо соборным разумом определить, как развивается современный приход и как на этом массовом уровне ответить на вызовы времени. Ведь только через приходы мы имеем возможность воцерковлять и молодежь, и остальное малоцерковное население. Изолирование себя только в круге церковной ограды пагубно для общества. Мы, стоящие внутри ограды, должны стать закваской для этой огромной массы людей, которые стоят у храма и не находят дороги к нему. Им трудно принять те ценности и те понятия, которыми живут церковные люди, и нам самим надо идти на диалог с ними, иначе они уйдут в псевдорелигиоэные искания.

Церковная культура формировалась веками, и для вхождения в ее мир необходим серьезный образовательный уровень и большие внутренние усилия. И тут нельзя снижать планку, так как внутренняя жизнь Церкви должна соответствовать историческим традициям Православия. Но есть и другая сторона этого вопроса: как, исходя из нашего внутреннего религиозного опыта, обратиться к тем, кто в силу различных причин пока не способен воспринять церковную жизнь во всей полноте и глубине. Диалог с ними - не второстепенная задача церковной практики, а постоянная творческая сторона сегодняшней приходской жизни, и традиционные методы общения с прихожанами требуют их восполнения новыми подходами. Необходимо привнести церковный взгляд и миросозерцание во все сферы жизни.

В XXI веке мы должны научиться пользоваться радио и телепространством, а также компьютерными сетями, как мощнейшими информационными средствами, используя их для блага человека, его духовного просвещения.

Сегодняшнее информационное поле - это проповедь насилия и пошлости. Это пространство стремительно расширяется и захватывает души людей, как наркотик, потребители которого каждый день ожидают все новых и новых катастроф и событий со знаком минус. Сознание простого человека постепенно, но очень последовательно лишается положительной мотивации бытия. Созидательная тенденция в нашем обществе идет как бы по инерции, исходя из запасов той духовной традиции, которая имеет своими корнями православный взгляд на мир. Но запас этой положительной духовной силы у наших соотечественников явно на исходе, так как нет соприкосновения с ее источниками - Божественным Духом. Церковь Христова - Его хранитель, и мы - несем великую ответственность не только за чистоту духовных традиций, но и за приготовление душ людских к Его восприятию.

Борьба с разрушительными силами мира сего - есть не только его критика, сколько позитивная духовная деятельность. Мы сегодня призваны переориентировать общественное сознание на созидание христианских ценностей и христианского мироощущения. Сопротивление оккультизму и тоталитарным сектам есть только часть миссионерства в России. Основная же задача - восстановление положительного, настроенного на возрождение России общественного сознания, отсутствие которого разлагает все общество. И здесь появляется почва для сотрудничества со многими здоровыми силами в обществе и государстве.

Во всем мире остро ощущается огромное негативное давление на ценности традиционной христианской культуры. Черная оккультная мистика, новые псевдорелигии активно творят сегодня свою антихристианскую культуру. При этом огромные массы людей даже приблизительно не знают сокровищ христианства, предполагая, что Церковь есть набор непонятных для них обрядов. Поэтому сегодня нам надо решить главный вопрос - как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещеными, но не просвещенными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находится в объятиях мира, но при этом считает себя православным христианином. Суеверия, ложные страхи смущают его душу. Он - либо лениво бездуховен, либо суетливо ищет быстрых ответов на свои вопросы и попадает в расставленные сети всевозможных псевдорелигий. Потому что их лжеапостолы ищут, кого бы завлечь и погубить. А мы, обладая полнотой истины, предпочитаем ждать, пока человек сам пробьется в церковную ограду. И здесь необходимо принципиально менять тактику привлечения к Церкви новых членов. Нам надо уже сегодня отвоевывать духовное пространство у этих сект.

XXI век мы должны сделать Православным веком, ибо альтернатива этому - полная бездуховность, размывание традиционных устоев нравственности, и, как следствие, - гибель России, потерявшей свою историческую память и духовную самобытность. Под понятием "Православный век" имеется в виду не то, что мы в отдельно взятой стране устроим некое подобие симфонии Церкви и государства, а то, что Православное миросознание станет с нашей помощью противостоящей силой той разрушительной культуре, которая не встречает сопротивления в общественном сознании.

Православный взгляд на мир должен стать достоянием общества, и задача миссионеров состоит в том, чтобы лучше наполнить его культурно-общественное поле христианской традицией и сделать его понятной и творческой силой в сердцевине общества.

Нам придется действовать так, чтобы каждый услышал и понял голос Православия, и чтобы с этим голосом Православия каждый живущий в России соотносил бы свое слово и дело. Это та высота общественного служения, которую всем нам предстоит взять огромным интеллектуальным и духовным усилием. Это будет воистину жертвенным служением Церкви ради спасения всех тех, кто об этом взывает, и тех, кто растерянно оглядывается вокруг в поисках духовных ориентиров.

Борясь за Православие, мы участвуем в апокалиптическом борении Церкви с наступлением века антихриста. Внутренняя миссия нашей Церкви, таким образом, превращается во всемирное миссионерское служение Православия.

Вернуться на начальную страницу Вернуться к содержанию Напишите нам письмо
1