Вернуться на начальную страницу Вернуться к содержанию Напишите нам письмо

МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ N 2/1998


В. А. Зубков

О РАБОТЕ В ПРАВОСЛАВНОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ С НАРКОМАНАМИ


Вопросы, связанные с наркоманией, сейчас очень важны. Я хочу рассказать об одном из методов борьбы с наркоманией, который мы применяем в нашем Центре Реабилитации в течение уже полутора лет. Но прежде всего нужно сказать, что человек, несущий это нелегкое служение обязательно должен быть верующим. И всегда нужно помнить, что основой любой миссионерской деятельности должна быть молитва. Так я по собственному опыту знаю, как много физических и духовных сил отнимает работа среди наркоманов, и восстановление этих сил возможно только в молитве. Кроме того, общаясь с людьми из "падшего" мира наркоманов, очень важно помнить слова аввы Дорофея, который говорит о том, что первым признаком здравия человеческой души является видение грехов своих бесчисленными, как песок морской. Поэтому в разговоре с подобными людьми ни в коем случае нельзя показывать никакого превосходства над ними и нужно помнить, что от этого не застрахован никто. Нужно, чтобы человек, с которым вы работаете, увидел свою греховность по отношению к Богу, а не к какому-то другому человеку.

Известно, что в Москве есть специальные наркологические больницы (N 17 и N 19). Однако ведущаяся там работа оставляет желать много лучшего. Так, к нам в Реабилитационный Центр оттуда неоднократно приходили и прибегали люди, которые действительно хотят вылечиться, но в больнице этого сделать не могут. Из их рассказов мы узнали, что доступ к наркотикам при наличии денег там имеют все желающие. Очень прискорбно, что способствует в этом и медперсонал. Приведу один пример. В течение месяца мы проводили работу с одним из пациентов больницы. Но случилось так, что одна родственница этого человека, узнав адрес больницы, сама же принесла ему наркотики, в результате чего вся проведенная работа пошла насмарку. Поэтому, по благословению епископа Иоанна, главы Миссионерского Отдела, мы решили найти какую-нибудь загородную больницу, чтобы хоть как-то ограничить общение пациентов со своими прежними друзьями, и уже на базе этой больницы проводить свою работу. И с Божией помощью мы нашли такую больницу и договорились о совместной деятельности с врачами. Здесь нужно сказать, что миссионерская работа, проводимая нами, ни в коей мере не отрицает и медикаментозного лечения, ибо еще в книге Иисуса, сына Сирахова, говорится, что врачебное искусство от Бога. Особенно необходимо оно на начальных стадиях избавления от наркотической зависимости. Например, однажды к нам обратился человек, который употреблял героин с 1969 г. Было совершенно ясно, что в первую очередь, ему нужно оказать необходимую медицинскую помощь, а уже после заниматься миссионерской деятельностью. Не менее важно на всех этапах освобождения от наркотической зависимости прибегать к таинству елеосвящения. Так, после нескольких бесед мы пособоровали его в нашем храме и, поверьте мне, результат был куда больше, чем от многих бесед и разговоров.

В нашей работе главным мы считаем качество, а не количество. За полтора года курс реабилитации прошли всего 18 человек, но 8 из них полностью прекратили употребление наркотиков. Другие люди периодически срываются, но есть надежда на то, что эти люди и после срыва вновь придут к нам, и это уже хорошо. И уже не раз бывало, что если человек срывался, то он приходил к нам, а не возвращался в свою компанию.

Пока нам удалось устроить больничный курс в течение 15 дней. Конечно, это очень мало. Фактически за это время лишь ослабится влечение к наркотикам и снимается первая ломка. Но в течение этих 15 дней я и мои помощники ездили к этому человеку для постоянного контакта с ним. Выстраивается определенный курс бесед. В этих беседах нет ничего сверхъестественного, это обычная начальная катехизация. Но основой всех этих бесед должна быть общая молитва, потому что именно молитва воздействует на человека больше всего. Сначала они молятся, в большинстве совсем не очень охотно, но со временем человек постепенно вживается в молитву, она становится более осмысленной, и человек начинает меняться. А после совместной молитвы у нас начинается беседа. Однако нужно учитывать, что особенно в первые дни лечения человек испытывает страшную усталость, те, кто знакомы с проблемой, знают это. Поэтому важно излишне не перегрузить человека своим общением, нужно дать ему отдых. Хорошо, что в нашей больнице это понимают и врачи, которые нам помогают. Когда же я уезжаю из больницы, то оставляю видео-, аудиокассеты и книги, чтобы человек мог иметь постоянную поддержку. Надо сказать, что та продукция, которая сегодня есть в православных магазинах, - видеокассеты с житиями святых и т.п. - очень полезны, и очень помогают людям. Уже через несколько дней человек меняется.

Неизбежно у каждого человека, проходящего лечение, особенно в наше отсутствие, возникает навязчивая мысль снова принять наркотик, люди сами говорили об этом. Как будто в человеке есть какой-то особый жучок, который постоянно говорит: "надо, надо, надо...". И когда у человека возникает такая навязчивая мысль, то мы, следуя св.отцам, советуем ему читать Евангелия, даже если сначала человек и не понимает. Потом придет время (ибо мы знаем, что слово - это семя, которое должно прорасти), и возникнет и понимание. Также в таких случаях помогает просмотр правильно подобранных православных фильмов.

Выше мы уже говорили, что ни в коем случае нельзя превозноситься над человеком. Но нельзя впадать и в иную крайность, т.е. нельзя потакать во всем. Нужно быть строгим, но милосердным.

Я помню, был один случай, когца по беседам мы дошли до понятий рая и ада, - для них это всегда животрепещущая тема, люди боятся попасть в ад. И вот встретилась одна девушка, которую звали Лариса, она все время спрашивала: "Скажи, что же такое ад? Ты так все интересно рассказывал, ну неужели ты думаешь, что нас там действительно будут жарить на сковородках, если мы не перестанем колоться?" Господь дал мне нужные слова, и я сказал: "Ад - это вечная ломка, и ни обезболивающих, ни наркотиков там не будет". Если бы вы видели, что произошло с этим человеком - она буквально подпрыгнула на кровати и сказала: "Да?!" Я ответил: "Да." И это для нее было самым переломным моментом, как сама она говорила. Отсюда видно, как важно подобрать в такой момент нужное слово.

После того, как человек лежит 15 дней в этой загородной больнице, идеальным вариантом было бы последующее пребывание человека в монастыре. Он живет там монастырской жизнью, общается о людьми и т.д. Но пока это, к сожалению, почти неосуществимо. Поэтому, когда к нам приходят родители со своими детьми-наркоманами, мы говорим, что эти 15 дней в больнице, конечно, не дадут окончательного результата. И дальше нужно будет продолжать контроль над этими людьми. Но делаем мы это только с согласия родителей. Я знаю несколько семей, которые ходят на воскресные беседы для взрослых, которые я читаю в храме св. Николая в Голубкине, где мы помогаем дальнейшему воцерковлению этих молодых людей. В идеале все это должно привести к тому, чтобы человек исповедовался и причащался еженедельно, а также как можно более часто соборовался. Потому что, если 2-3 недели не причащается, пусть даже он ходит при этом на беседы, спад виден сразу.

Вернуться на начальную страницу Вернуться к содержанию Напишите нам письмо
1