Вернуться на начальную страницу Вернуться к содержанию Напишите нам письмо

МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ N 6/1996


К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ МИССИОНЕРОВ И МЕСТНЫХ СЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИИ И В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ


1. Положение религиозных сект в Бурятии в первой половине XX века.

Согласно дореволюционной статистике все население Забайкалья в 1911 г. по исповедальному признаку принадлежало к следующим конфессиям: православные - около 70% от всего населения; ламаисты и буддисты - 21%; старообрядцы - 6,4%; иудаисты - 1,7%; мусульмане, католики, протестанты-лютеране, шамаисты - около 1%. Представителей прочих вероисповеданий христианского направления в Забайкалье не отмечено (см.: Азиатская Россия. Т. 1. - СПб., 1914, с. 242).

Такие конфессии, как православная, православно-старообрядческая, ламаистская, римско-католическая, иудаистская - имели свои храмы и культовые постройки для отправления богослужений. Например, на территории Бурятского благочиния Русской Православной Церкви в начале XX века находилось 278 церквей, 4 монастыря, 302 часовни.

Во время строительства Транссибирской магистрали и с началом ее эксплуатации в полосе железной дороги, среди строителей и рабочих, прибывавших из Европейской части России, были единичные представители протестантского жидовствующего учения американского происхождения - адвентисты седьмого дня.

Существенно изменилась конфессиональная ситуация после издания Императором Николаем II Манифеста от 17 октября 1905 г. о даровании гражданских и исповедальных свобод подданным Российской Империи. Была официально легализована деятельность старообрядческих общин всевозможных толков, а также ряда протестантских: баптистов, пятидесятников, духоборов, адвентистов седьмого дня.

Следует отметить, что секты протестантского направления не получили широкого распространения в Байкальском регионе. Их представители не оформлялись в общества. Официально, ни одна из протестантских сект не функционировала в Верхнеудинском уезде Забайкальской области: они не имели молельных домов. Населения городов и сел оставалось в лоне традиционных вероучений.

С установлением советской власти в Бурятии в 1920-х гг. началась так называемая "культурная революция", в рамках которой в 1933 г. была провозглашена "безбожная пятилетка". С ее окончанием в Бурятии были закрыты все храмы, дацаны, монастыри. Шло выхолащивание религиозного чувства у собственного народа. На фоне тотальной борьбы с историческими конфессиями, работа протестантских проповедников прекратилась полностью.

В 1941-1952 гг. на территории Бурятии, равно как и в Иркутскую, Читинскую области, шла административная высылка литовцев, эстонцев, украинцев, поляков, молдован из областей, вошедших в состав СССР в 1939-1941 гг. Среди "спецпоселенцев" оказалось не малое число протестантов различных направлений. В связи с этой ссылкой следует особо оговорить появление новой для России того времени ветви протестантизма - последователей секты "Свидетелей Иеговы".

Появившаяся в начале XX в. в США секта, отличающаяся особой проповеднической активностью своих идей, до начала 1990 х гг. действовалала в Забайкальском регионе нелегально и полулегально, получая литературу и организационные инструкции из своей штаб квартиры в Бруклине, г. Нью-Йорк, США. В настоящее время в Республике Бурятия "свидетели Иеговы" проповедуют свое учение открыто, хотя их община не прошла регистрацию в Минюсте РБ.

Пресвитеры и старейшины общины организуют визиты руководителей секты ("помазанников духом Божьим") из различных стран Запада для проведения публичных проповедей-шоу. Особо активно вели себя "Свидетели Иеговы" весной-летом 1993 г. и летом 1994 г. Так, в г. Иркутске в указанное время они провели своеобразные региональные съезды-собрания (до 3 тыс. участников), на которые прибыли представительные делегации из Бурятии. Красноярского края, Читинской области. Секта "Свидетели Иеговы" имеет хорошо налаженную и широко разветвленную организационную структуру в виде пирамиды, вершина которой - так называемая "корпорация", состоит из 15 человек, проживающих в США. На сегодняшний день это одна из самых многочисленных сект, функционирующих на территории Байкальского региона. В абсолютных цифрах число ее адептов, вероятно, сопоставимо с численностью объединений баптистов (ЕХВ), пятидесятников (ХВЕ), действующих легально на протяжении последних десятилетий.

О последних можно сказать следующее. На территории Бурятии В 1992 г. Минюстом РБ было зарегистрировано 3 общины баптистов (ЕХБ) в городах Улан-Удэ, Закаменске и в пос. Усть-Баргузин.

В 1991-94 гг. прошли регистрацию и 3 общины пятидесятников (ХВЕ), действующие в городах Улан-Удэ, Нижнеангарске, Северобайкальске. В начале 1994 г. прошла регистрацию и улан-удэнская община адвентистов седьмого дня.

2. Девяностые годы: экспансия "новых крестоносцев".

В 1992-94 гг. в Байкальском регионе широко развернули свою деятельность так называемые "христианские проповедники" и "христианские миссионеры" различных протестантских толков. По методам пропаганды, по способам охвата населения и вовлечению его в жизнь своих сект, "миссионеры" близки последователям "Свидетелей Иеговы" и адвентистам седьмого дня. "Миссионеры" представляют возникшие в период после окончания Второй мировой войны "церкви" как фундаменталистского, так и модернистского направления. Лица, возглавляющие такие миссии, как правило, граждане США, Канады, Англии, Германии, Швеции, Южной Кореи.

"Новые европейские крестоносцы" - так очень метко определили суть этих "христианских проповедников" члены Псковского Православного братства во время пикетирования ими "библейского марафона", прибывшего из Западной Европы в этот древнерусский город (См. Официальная хроника Московской Патриархии, 1993, N 5). Действительно, "новые крестоносцы" под прикрытием гуманитарной помощи проповедуют извращенное, протестантское понимание Св. Евангелия, пытаются оклеветать Православие с его 1000-летней традицией на Русской земле, силятся расшатать 1100-летнюю российскую государственность и привносят плевелы смуты и сомнений на ниву народной жизни России. Они, отвергая нашу историю и самобытную культуру российских народов, несут духовную оккупацию.

Кто же они, новоявленные "крестоносцы", действующие и в Сибири по обе стороны Байкала?

В августе-октябре 1994 г. в Министерстве юстиции Республики Бурятия (далее - РБ) прошли регистрацию сразу три протестантских религиозных объединения, навязанных нам западными миссионерами. Все они действуют в столице республики.

Во-первых, это "Новоапостольская церковь" (НАЦ). Штаб-квартира ее находится в Швейцарии в г. Цюрихе и имеет название "Международный союз Апостольских церквей". НАЦ в Улан-Удэ была открыта в результате прямой организационной и материальной поддержки со стороны главы Округа Новоапостольской церкви Земли Северный Рейн-Вестфалия (г. Дортмундт, ФРГ) др. Р. Фера. Уполномоченный эмиссар данного округа Клаус-Дитер Кениг посетил Улан-Удэ летом 1994 г. Руководство Округа НАЦ в Германии оформило официальную доверенность на представительство этой церкви в Бурятии гражданину ФРГ К. Д.Кенигу, жителю Улан-Удэ А.А.Лихтенбергу и жителю Магадана М.А.Гойсану. Последний исполняет обязанности пресвитера общины. Кстати, такая юридически оформленная доверенность позволяет вполне легально через любой коммерческий банк переводить деньги из Германии выше перечисленным лицам для оплаты расходов и вознаграждения услуг, оказываемых ими германской стороне.

Несколько ранее в Иркутске при активном участии тех же - К.Д. Кенига и М.А.Гойсана также была оформлена и начала свою проповедническую деятельность община НАЦ. Отсюда они делают шаги в Монголию, где пытаются также развить свою деятельность.

Второй зарегистрированной сектой стала община, представляющая южно-корейскую церковь "Полное Евангелие" (Сун Бок Ым) во главе с пастором, гражданином Республики Южная Корея - Бак Сон Кю. Регистрации общины через подставных лиц - граждан России, активно добивался в течение 1994 г. пастор Ли Те Сок, проживающий в Москве и имеющий там значительный приход. Благодаря его усилиям и щедрой материальной поддержке из Кореи уже действуют автономные общины данной церкви в Хабаровске и во Владивостоке. Во Владивостоке в этом же году открыта семинария с трехгодичным бесплатным курсом обучения для граждан России в возрасте от 20 до 40 лет. После окончания семинарии они призваны работать в дальневосточном регионе России в качестве пасторов и переводчиков корейского языка (фактически идет подготовка будущих менеджеров по управлению производственной сферой общин).

Община данной церкви в Улан-Удэ немногочисленна - 20-30 человек и представлена, в основном экзальтированными женщинами в возрасте 30-40 лет. Однако настораживает следующий факт. В Уставе общины, прошедшей регистрацию и в Минюсте РФ, и в Минюсте РБ, и в Консульской службе МИДа РФ, за общиной, как юридическим лицом, закрепляется право приобретать движимость и недвижимость, организовывать "...типографии и т.п." (т.е. возводить объекты производственной деятельности). В Южной Корее церкви, занимающиеся миссионерской работой, освобождены от уплаты налогов. Появляется возможность свободной перекачки средств в Россию, где "миссионерские деньги" начнут приносить прямой доход пасторам-миссионерам.

16 ноября 1994 г. в Минюсте РБ, после почти годичной подготовки документов, прошла регистрация так называемой церкви "Слово Жизни". В Улан-Удэ пока создана лишь община, члены которой весьма туманно представляют суть вероисповедальной концепции данной протестантской церкви. Ожидается приезд пастора из Швеции. Вероятно, община в Улан- Удэ появилась благодаря деятельности шведских миссионеров церкви "Живое Слово" из г. Упсала, которые весьма продуктивно работают в Иркутске начиная с 1992 г. Следует отметить, что в Иркутске, по сравнению с другими протестантскими общинами, церковь "Живого Слова" объединяет самое большое число прихожан - около 200 человек. Работа ориентирована главным образом на молодых людей в возрасте до 20 лет. Старшим администратором миссии является Карл Густав Северин, который бывает в Иркутске наездами. Имеется и постоянно проживающий пастор Рона. Вероятно, они-то и способствовали созданию общины в Улан-Удэ.

При внимательном прочтении Устава данной общины вызывает недоумение следующий факт. Согласно 1 пункту Устава общины "...отказывается от культовой стороны христианства" и устанавливает "отсутствие церковной иерархии и специальных храмов". Но уже на 2-ой странице Устава читаем, что община "...приобретает земельные участки для строительства зданий церкви, как собственности общины". Не забыта в Уставе хозяйственная и предпринимательская деятельность как способ существования общины.

Вопрос о приобретении в России земли в собственность - это задача номер один у каждой из трех зарегистрированных общин, деятельность которых финансируется и направляется Западом. Налицо пример трансформации идеологической экспансии в экономическую.

Общины перечисленных церковных объединений группируют вокруг себя немногочисленный слой городской интеллигенции. Никто из миссионеров не едет на село, в глубинку. Это и понятно. Городская интеллигенция, постоянно подкармливаемая пасторами, "гостями проповедниками", является главной базой для сбора информации аналитического характера о положении в политической, экономической, межконфессиональной и межэтнической жизни как Республики, так и всего Байкальского региона.

Информация текущая - своеобразный социально-политический срез ситуации в регионе, собирается миссионерами-гастролерами. Это, как правило, или бывшие бизнесмены, или же лица, тесно связанные с бизнесом, военные-отставники, бывшие чиновники госдепартамента США. Даваемые ими шоу-представления являются своеобразным тестированием по текущему моменту. Поэтому, кроме вышеперечисленных церквей - сект в Бурятии, главным образом в ее столице, в 1992-94 гг. вели "миссионерскую и проповедническую" деятельность пасторы-визитеры следующих религиозных объединений:

1. Церковь "Путь к новой жизни" пастора Денни Малки. Штаб-квартира находится в штате Техас, США. В Улан-Удэ работают с 1992 г. Оттуда один из миссионеров - Фред Мюллер - перебрался в Иркутск. Здесь миссия обосновалась прочно и насчитывает в настоящее время 6 проповедников - граждан США и Канады. Используя связи с группой Денни Малки как базовые, множество американцев посещали Улан-Удэ, Иркутск, Новосибирск, Барнаул. Деятельность миссии финансируется из США ежемесячно через банк. Особенно прочные контакты у миссии с Улан-Удэ.

2. "Навигаторы" - христианская миссия протестантского толка. Работает в Забайкальском регионе с 1992 г. Ее представители организуют лекции в ВУЗах, проводят библейские занятия на квартирах. Возглавляет "Навигаторов" некий Джон Адвокаат - директор Сибирской Христианской миссии, обосновавшийся в Новосибирске. Одновременно его жена и сын занимаются лесным бизнесом в одном из новосибирских совместных предприятий. В настоящее время в Байкальском регионе эту миссию представляют Эмми и Эдвард Лизенга, граждане США, проживающие в Иркутске.

3. Миссия церкви "Глобальная стратегия христианства" (базируется в штате Луизиана, США) появилась в Иркутске летом 1994 г. В ее ближайшие планы входит создание родственных общин в Бурятии и в Монголии. Возглавляет миссию Элвин Ландри, его заместитель - пастор Виктор Барроуз. В миссионерской работе упор сделан на привлечение молодежи и лиц, имеющих высокий социальный статус: представители органов административного управления и мэрий, главные врачи больниц, преподаватели ВУЗов. В настоящее время на территории России функционирует 27 общин церкви ГСХ. Курирует их старший пастор Дик Басшта, проживающий уже несколько лет в Нижнем Новгороде. В октябре этого года он посетил Бурятию и Монголию на предмет развертывания миссии в Улан-Удэ и в Улан-Баторе. Деньги на финансирование миссии идут непосредственно из США через банк.

Наведывается в Забайкальский регион и множество миссионеров с частными инициативами из США, Англии, Ирландии. Они распространяют Библию, оказывают гуманитарную и медицинскую помощь, вовлекая тем самым наших соотечественников в свою работу.

Характерной чертой перечисленных "миссий" является то, что они не регистрируются в органах государственного надзора и проводят свои разовые выступления в клубах, библиотеках, дворцах и домах пионеров, в больницах, на театральных и спортивных площадках, в студенческих общежитиях, собираются на квартирах местных инициативников-контактеров. Они не связаны финансовой отчетностью, поскольку не проходят государственную регистрацию. Трудно установить - какие денежные суммы и на что конкретно расходуют эти "миссионеры".

Верно характеризует деятельность "новых крестоносцев" в России директор телерадиоцентра "Голос надежды" П.Кулаков: "В России одна крайность сменила другую - оголтелый атеизм заменила повальная евангелизация. К тому же западные проповедники, как правило, экзальтированы, далеки от русской культуры, русских традиций. Когда пастор скачет по сцене с микрофоном в руке - это отвращает российских христиан, это шоу чуждо даже неверующим".

3. Деятельность "доморощенных" околохристианских сект.

В конце 1980-х - в начале 1990-х гг. в СССР, развернув бешеную саморекламу пышно расцвели две изуверские секты, которые перекликаются между собой по способам вовлечения в свои ряды новых последователей. Это "Белое Братство" и так называемая "Церковь Божьей Матери Преображающейся" ("Богородичный Центр" во главе с лжеархиепископом Иоанном Береславским).

В Байкальском регионе последователей "Белого Братства" оказалось немного. Более того, после несостоявшегося лжепророчества о конце света в ноябре 1993 г. и последовавших затем беснований в Киеве после публичного разоблачения всех изуверств секты - на улицах Улан-Удэ не встречалась молодежь, одетая в белые балахоны.

Сложнее обстоит дело с "Богородичным Центром". Улан-Удэнская община харизматической секты "Богородичного центра" была зарегистрирована в Минюсте РБ еще 31 августа 1993 г. Председательствует в ней Брылев Г.А. Каноническое и организационное руководство осуществляет Московская община богородичников Александра Долиберидзе. Членами секты провозглашается Вселенская Богородичная цера, отрицаются брак и семья, являющиеся основой государства, детей заставляют восставать против родителей, отрицают этические нормы поведения, принятые в обществе.

Необходимо отметить, что члены общины в своем большинстве - это молодежь и, как правило, девушки. Весной-летом этого года наиболее активная часть улан-удэнской общины выехала в Иркутск. Дело в том, что иркутская община богородичников, в нарушение Законодательства о Земле, осенью 1993 г. сумела получить под Иркутском 16 га земли под строительство регионального Центра секты. Вот здесь-то и можно встретить часть молодежи из Бурятии.

В настоящее время большую опасность для региона несет деятельность сект, использующих для сокрытия своей лжехристианской сути названия исторических конфессий с тем, чтобы привлечь в свои ряды и истинно православных и тех, кто желает обратить свои стопы в веру Православную.

Яркий пример этому являет собой деятельность на севере Бурятии и на востоке Иркутской области - в зоне трассы БАМа, так называемой "Апостольской Православной церкви".

В 1991 г. в Северобайкальске активно развернула свою работу община Христиан веры евангельской (ХВЕ - пятидесятники), которая зарегистрировалась в Минюсте РБ уже в ноябре 1991 г. Это вызвало ответную реакцию среди многочисленного православного населения в поселках БАМа. Стали организовываться православные общины. Начинание было поддержано и местной администрацией. Однако, ввиду отсутствия в то время на севере Бурятии православного священника, дело организации православных приходов оказалось в нечистых руках сектантов. За это взялся житель Красноярска Жога А.Н., побывавший уже к тому времени в рядах и адвентистов седьмого дня, и пятидесятников. Так, в 1992-93 гг. в г. Северобайкальске, поселках Муя, Новый Уоян, Нижнеангарск, Ангол, Таксимо были зарегистрированы православные общины, не имевшие канонического общения ни с одной из Вселенских Православных Церквей. Братья А.Н. и Н. Н. Жога объявили о принадлежности вновь созданных общин "Апостольской Православной Церкви", скрыв тот факт, что это не Церковь, а безблагодатная секта, не имеющая священнослужителей и являющаяся по сути протестантской. Это, кстати, явствует из разъяснений Минюста России за N 96 от 22.04.92 г., с которым были ознакомлены организаторы общин: "...на территории Российской Федерации зарегистрированных централизованных или региональных центров Апостольской православной церкви нет... Это православное религиозное общество, а не Церковь, не принявшая юрисдикции ни одной из зарегистрированных православных Церквей".

Так появление общины "Апостольской православной церкви" летом этого года в пос. Тунка было прямо связано с подтасовкой фактов и прямым обманом православных, собравшихся для организации прихода Русской Православной Церкви, открытия православного храма, окормляемого священником Бурятского благочиния Читинской и Забайкальской епархии.

Следует отметить, что с назначением на приход в Северобайкальск православного священника Бурятского благочиния о.Виктора Смольникова, большая часть членов общины так называемой "Апостольской православной церкви" через таинство покаяния возвращается в лоно Русской Православной Церкви.

Вот уже 2000 лет стоит Церковь Христова. Многие коросты и язвы раскола, сектантства, ересей появлялись и исчезали с ее тела. Обратимся к словам св. Апостола Петра и укрепимся:

"Бойтесь лжепророков и лжеучителей!" (2 Петр. 2, 1).

Подготовлено научным секретарем Бурятского благочиния Читинской и Забайкальской епархии Русской Православной Церкви кандидатом исторических наук Бычковым Олегом Викторовичем г. Улан-Уде, 26 декабря 1994 г.

Вернуться на начальную страницу Вернуться к содержанию Напишите нам письмо
1