Туберкулез всегда беспокоил российских врачей - и до революции 1917 года, и после нее. Правда, сразу после Октября медикам на какое-то время стало не до "мирных" болезней - но уже на исходе гражданской войны они вновь повернулись к ним лицом. "Покончив борьбу с пандемиями тифов, - писал тогда наркомздрав Семашко, - и развязав себе руки, мы приступим к разработке и постепенному проведению планомерных мероприятий по общему оздоровлению страны". Во главе этих мероприятий была борьба с "социальными болезнями", среди коих числился и туберкулез.
Петроградское население туберкулез не обошел стороной. По статистике, в 1920 году от него умерли 4 127 горожан - цифра солидная! Более того: пресса сообщала в те годы, что "обследование детей в детских учреждениях выяснило, что 51% питомцев больны туберкулезом". А академик Ольденбург в 1922 году печально писал Горькому: "Есть кое-какая и даже очень хорошая, знающая молодежь, но среди нее свирепствует страшный туберкулез, и кто выживет..."
Что ж было делать? Проводить медицинские мероприятия: лечить на дому и стационарно, отправлять на курорты. И устраивать наглядную агитацию, чтобы разъяснить населению всю опасность этой болезни.
Агитация шла активно. "Трехдневники борьбы с туберкулезом" устраивались из года в год. К ним подгадывали и выход специальных изданий. Так, 28 октября 1922 года в Петрограде вышла в свет газета "Бич народов" - однодневная, выпущенная Комитетом очередного "трехдневника". Тираж ее составил 40 тысяч экземпляров.
Аналогичный "туберкулезный трехдневник" 1924 года увенчался сразу двумя примечательными изданиями - одноразовой газетой "Долой туберкулез" и поучительной книжкой Семашко "Пролетарская болезнь". Были, разумеется, еще и листовки, плакаты...
Успешно ли шла борьба? Что ж, статистика на сей счет очевидна. Цифру смертности от туберкулеза на 1920 год мы знаем; через четыре же года умерли от этой болезни 3 207 - на тысячу меньше. При том, что население города выросло за эти четыре года в полтора раза...
© Д.Шерих, 2001