Ниже представлены впечатления дельтапланериста и просто хорошего парня - Александра Терёшкина ( teresh@cityline.ru ) от первого полёта на самолёте. К сожалению Александр получил серьёзную травму позвоночника на мотодельтаплане около 10 лет назад, в результате которой у него парализованы ноги.
НОВЫЙ ПОЛЁТ
...В вербное воскресенье, приехал ко мне Вовка Коробов и предложил покататься на его новой Ниве. На вопрос куда поедем, я говорю, что у меня есть одна идея. Вот уже два года я приглашаю людей учится летать на самолёте, и объясняю, как добраться на аэродром, но сам ни разу там не был. Мы поехали на разведку, чтобы потом клиентам пришлось меньше блуждать. Не без труда, нашли нужные ворота и разыскали стоянку борта номер 265.
К моему удивлению, Какурин оказался на месте и настойчиво предлагал мне полетать. Я с трудом представлял, как меня будут загружать в кабину, - она была высоко над крылом. Но всё оказалось просто. Вовка взял меня на руки и посадил на подставленную подушку, на крыло. Потом меня подвезли на подушке к кабине и развернули. Я взялся за край крыши, а Вовка приподнял меня и пересадил на сиденье. Вот и всё, я на правом кресле лётчика, а на левом уместился улыбающийся, такой спокойный настоящий лётчик испытатель по имени Юра.
Пристегнулись, надели СПУ, - правая кнопка на штурвале связь с пилотом, а левая - с аэродромным диспетчером. Двигатель запустился с пол оборота, и мы лихо покатили к взлётной полосе. По дороге мне Юра по СПУ объясняет, как пользоваться тормозами и как с помощью их рулить. Юра разрешил мне держаться за штурвал, по этому у меня всё внимание на нём и на приборе скорости. Очень хотелось почувствовать положение штурвала и усилия на нём.
Взлетели как-то очень быстро, и я не успел всё запомнить. После набора 150 метров Юра снял руки со штурвала и позволил мне ощутить свободный полёт. Он лишь пальцем показывал куда лететь, и объяснил, почему нельзя набирать высоту выше 300 метров (рядом Быковский аэропорт). Я сделал несколько "крутых", с креном 45-55 градусов разворотов и попросил разрешение выполнить горку. Кивок головой и я, набрав высоту, плавно опускаю нос и начинаю пикировать на шоссе. Всё было как в кино, и в какой-то момент, мне захотелось стрелять по "вражеским" машинам хотя бы картошкой. Но я не выдал своего желания, и, увидев, что скорость дошла до 260 км\ч., потянул на себя штурвал, мысленно открывая бомболюк с арбузами. "Облегченный" Як, резво задрал нос и устремился ввысь. Когда скорость упала до 170 км\ч, я начал плавно отдавать штурвал, пытаясь скоординировать траекторию полёта так, чтобы сотворить невесомость и, "О наслажденье - ходить по краю. Замрите, ангелы, смотрите - я летаю" в какой-то момент, если бы не было привязных ремней, я бы воспарил над креслом. Потрясающее ощущение, но главное что ты понимаешь, что ты сам его автор. Выравниваю самолет, и тут Юра говорит, что наше время скоро заканчивается и предлагает ещё немного полетать или сделать круг. Я спросил, а круг это где или это что? Он говорит, что это посадка и потом снова взлет. Конечно круг, перебивая шум мотора, кричу я с восторгом, внутри себя, воспринимая это как новый полёт.
Мы заходим на посадку, и я пытаюсь почувствовать увидеть и услышать как можно больше. В ушах слышу по СПУ, - сбавляем газ, планируем, скорость 170, выпускаем шасси, щиток, выравниваем, выдерживаем, убираем газ, немного на себя, ещё, есть касание главными. Нос опустился, и мы весело покатили, поскрипывая тормозами. Як почти совсем остановился, и Юра запрашивает у диспетчера разрешение на взлёт. Ему дают добро, и со словами ну давай взлетай сам, он даёт полный газ и СОВЕРШЕННО убрал руки со штурвала и положил их на колени. Ещё не веря, что мне доверили самому взлететь, я уже нивелировал глазами капот, бетонку, горизонт и слышал отсчет скорости в наушниках. При достижении 90 км\ч, оторви переднюю ногу, - говорит Юра. Я немного зазевался, просто было непривычно дополнительное усилие на штурвале при компенсации момента от закрылка. Потянул ещё штурвал и заметил как нос приподнялся над горизонтом. Продолжая разбег, стараюсь держать нос в таком взвешенном состоянии. В ушах слышу, и сам смотрю на прибор 120,140, 160, ещё чуть на себя и самолет плавно отрывается. Тут же убираю еле заметные кренчики и всё внимание на прибор скорости, Она должна быть не меньше 170 км. Немного штурвал от себя, скорость 190. Взлёт произведён. Улыбка и большой Юрин палец вверх. Я всегда знал, что это у меня получиться. И вот то, что я знал, так и получилось. Небольшой круг и мы заходим на посадку. Всё точно так же как и первый раз, но теперь с правого разворота. Я уже чувствую, что смогу его посадить, но несколько не уверен, что это получиться мягко. Сажаем вдвоём и до меня доходит, почему Юра ещё, дополнительно тянет штурвал на себя, а я бы не стал этого делать. Просто он его сажает на два "задних" колеса, а я "плюхнул" бы его на все три. Но это всего лишь вторая посадка в моей жизни. Всё ещё впереди, и есть время научиться Шурик. Жаль у нас небыло фотоаппарата. Но самолёт именно этот. Снимки сделал наш клиент ещё зимой.
Лев Киносян: lev-kinosyan@mtu-net.ru