Последний месяц года – самый ответственный. От того, как банк его проведет и закроет свой итоговый баланс, зависит, как он будет выглядеть в глазах общественности весь следующий год. Отрадно, что практически ни один из крупнейших российских банков, список которых регулярно публикует «Ко», не пытался провести этот месяц как-то по-особенному: например, значительно увеличить размер собственного капитала или сделать более привлекательными показатели ликвидности. А ведь в предыдущие годы такое приукрашивание финансовых показателей было обычным делом. Не то чтобы банкиры стали более совестливыми. Ответственнее подходить к собственной отчетности их вынудили два обстоятельства: усиление надзорных требований Центробанка и стремление выглядеть более цивилизованно перед потенциальными инвесторами.
Усилия новой команды банкиров с Неглинной к концу года, похоже, действительно начали влиять на качество банковской отчетности. Прошли те времена, когда, например, Международный промышленный банк мог в течение месяца снизить размер собственного капитала на треть, а в следующем месяце спокойно мог увеличить его на 50%. И это при том, что банк входил в тройку лидеров по банковскому капиталу в 1999 – 2000 годах. На просьбы прокомментировать такие резкие скачки важнейшего экономического норматива, руководство банков, как правило, отвечало молчанием. Однако во второй половине 2002 года ни один из крупнейших российских финансовых институтов больше не позволял себе такой вольницы. Возможно, подействовала угроза первого зампреда ЦБ Андрея Козлова проверять крупнейшие банки с особым пристрастием и в индивидуальном порядке. Для этого как раз в самом конце прошлого года и был учрежден институт «смотрящих» за банками, которые входят в первую сотню нашего списка крупнейших. Но, следует признать, подействовали не только угрозы. Многие банкиры, с которыми общаются корреспонденты «Ко», вполне искренне говорят о том, что не только понимают, что именно делает новая команда ЦБ, но и поддерживают их начинания. «Новая команда ЦБ ясно сформулировала, чего она хочет добиться в области реформирования надзора за банками и совершенствования их отчетности, и это уже побудило несколько крупных компаний взяться за преобразование своих банков из «карманных» в настоящие центры прибыли», – отметила в своем недавнем отчете инвестиционная компания «Тройка-Диалог». «Тройка» знает, о чем она пишет. По слухам, в нынешнем году ее инвестиционные консультанты будут привлечены к нескольким крупным сделкам в банковском секторе.
О том, что фразы о взаимопонимании не пустая вежливость банкиров, свидетельствует их усиленная подготовка к выходу на рынок акций. Пока отечественный банковский сектор представлен всего лишь одной «голубой фишкой» – акциями Сбербанка. Однако, по словам инсайдеров, уже в этом году некоторые из российских банков могут составить компанию монополисту. Произойдет это в том случае, если правила торговли банковскими акциями для иностранцев будут либерализованы (ЦБ уже подготовил проекты соответствующих поправок в Закон о банках и банковской деятельности и предполагает внести их в Госдуму через правительство), а 20-процентный пакет второго крупнейшего госбанка – ВТБ – будет продан ЕБРР. Тогда, считают аналитики, можно будет дать реальную рыночную оценку и крупнейшим частным комбанкам. А как только будет названа точная цена, обозначатся и покупатели. Первыми в списке на продажу иностранным и российским инвесторам (в том числе и через выпуск акций на биржу) стоят Альфа-банк, «Уралсиб», Промстройбанк Спб, МДМ, «Петрокоммерц» и «Возрождение». В них, по свидетельствам инсайдеров, приготовления заметны больше всего. Другие члены нашего списка крупнейших тоже, возможно, задумываются на эту тему – например, Росбанк и Газпромбанк, которые сделали соответствующие заявления в прошлом году (читайте текст о доходности банков). Впрочем, вряд ли они смогут вывести свои акции в открытую продажу в ближайший год. Однако, независимо от того, будет ли продаваться доля в банке инвесторам напрямую или крупнейшие российские банки станут публично торгуемыми компаниями, зарабатывать репутацию приходится уже сейчас. Естественно, хорошая репутация исключает всякие манипуляции с отчетностью, по крайней мере наиболее очевидные и грубые ее формы. А потому и балансовые показатели банков в декабре прошлого года практически не изменились.