Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - 2003 год
+++++++++++++++++++++ текст статьи +++++++++++++++++++++++++
Длинные деньги в большой карманГосударственной компанией, управляющей пенсионными накоплениями россиян, правительство назначило Внешэкономбанк - непрозрачную, неподконтрольную структуру с неопределенным правовым статусом
Правительство России назначило Внешэкономбанк государственной управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, которые не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля, так называемых молчунов. Напомним, с 1 января прошлого года, когда начала действовать пенсионная реформа, пенсионные отчисления по ставке тарифа, предусмотренной в социальном налоге для Пенсионного фонда (максимально 28% от фонда оплаты труда), разделены на две равные части. Первая поступает в федеральный бюджет, и из этих денег выплачивается так называемая базовая пенсия. Вторая половина пенсионных отчислений идет в Пенсионный фонд, откуда будущим пенсионерам будут выплачиваться страховая и накопленная части трудовой пенсии. С нынешнего года эти деньги будут зачисляться на именные пенсионные счета граждан, но делиться они будут на две неравные части - накопительную и условно-накопительную.
Накопительная часть счета инвестируется, а условно-накопительная (страховая), так же как и базовая, идет на текущие выплаты пенсий. В нынешнем году, как и в прошлом, инвестированием накопительной части пенсий занимается Пенсионный фонд РФ (ПФР) - размещает ее, согласно временным постановлениям правительства, через Центробанк и Внешэкономбанк (ВЭБ) в рублевые и валютные гособлигации, средняя доходность которых, по данным ПФР, 7,2% годовых в рублях и 10,4% годовых в валюте соответственно. Объем вложений накопительной части пенсий ПФР в 2002 году составил 34 млрд руб. Но 1 января 2004 года ПФР уже не будет монопольно управлять пенсионными накоплениями. С этого дня россияне смогут доверить инвестирование накопительной части своих пенсий частным управляющим компаниям или государственной управляющей компании (ГУК). Если же россияне не сообщат о своих пожеланиях Пенсионному фонду, то их накопительная часть пенсий по умолчанию будет отдана в распоряжение ГУКа, то есть ВЭБа. В 2004 году таких граждан-молчунов, по мнению экспертов, будет около 90% от всего работающего населения России, а объем их пенсионных накоплений составит почти 4 млрд долларов США.
По-простому По идее разработчиков, а среди них важную роль играло Минэкономразвития, государственной управляющей компанией должна была стать вновь созданная независимая некоммерческая компания, действующая на принципах прозрачности и подконтрольности. Регулировать и контролировать ее деятельность должен уполномоченный федеральный орган.
Однако на практике вышло совсем по-другому. Двадцать третьего января премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление о назначении государственной управляющей компанией Внешэкономбанк. Инициатором такого решения был Минфин, выигравший у Минэкономики борьбу за право контролировать осуществление пенсионной реформы.
По мнению правительственных чиновников, то, что государственной управляющей компанией стал ВЭБ, обусловлено его опытом и статусом государственного учреждения, лишенного коммерческого бизнеса, а также материальными выгодами. Если бы госкомпания была создана с нуля, как предполагалось поначалу, ее пришлось бы капитализировать примерно до 1,5 млрд долларов, набирать штат опытных работников, а это заняло бы много времени. "Для создания с нуля государственной управляющей компании потребуется очень много организационных усилий. Процесс мог бы растянуться, как показывает опыт, не на месяцы, а на годы. ВЭБ, конечно, не идеальный выбор, но иного пока нет. Уверен, что в ближайшие годы альтернативы ВЭБу, именно как государственной управляющей компании, не будет", - считает начальник департамента социального развития аппарата правительства РФ Евгений Гонтмахер.
Ну и ну! Выбор Минфина шокировал как Министерство экономики, так и участников инвестиционного рынка. Эксперты говорят о том, что теперь процесс инвестирования пенсионных денег будет бесконтрольным и непрозрачным. Ругавшие ранее Пенсионный фонд за консерватизм в отношении вложения пенсионных денег в рублевые госбумаги, чья доходность почти не превышала уровня инфляции, теперь говорят, что то были еще "цветочки". "Пенсионный фонд хотя бы вкладывал деньги в госбумаги с семнадцатью процентами годовых. А как ими будет распоряжаться ВЭБ - вообще непонятно", - говорит депутат Госдумы Владимир Тарачев. Наиболее полно претензии к ВЭБу как государственной управляющей компании сформулировал Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли, главный инициатор и идеолог пенсионной реформы. По его мнению, адекватному функционированию этой организации помешают как конфликт интересов внутри нее, так и полное отсутствие транспарентности.
"Во-первых, деятельность по управлению пенсионными накоплениями не может совмещаться с деятельностью по управлению государственным долгом, - объясняет Михаил Дмитриев. - Обязательства по долгу в некоторых обстоятельствах могут быть перенесены, особенно в случаях, обусловленных нормами международного права, на средства будущих пенсионеров, что на наш взгляд недопустимо, даже если речь идет о гипотетическом риске. Во-вторых, у ВЭБа возникает конфликт интересов, как у организации, выполняющей депозитарные функции по целому ряду федеральных валютных долговых обязательств. По сути дела, он вынужден будет инвестировать пенсионные накопления в эти ценные бумаги и сам же регистрировать пересмотр прав по ним. А это с очевидностью ведет к недостаточному уровню контроля, а может привести к злоупотреблению интересами пенсионеров. По закону 'Об инвестировании накопительной части пенсии' депозитарные функции и функции доверительного управления пенсионными накоплениями жестко разграничены, наложен прямой запрет на их совмещение. Наконец, ВЭБ, как орган выполняющий брокерско-дилерские функции по поручению правительства РФ, решает задачи прежде всего минимизации расходов по обслуживанию госдолга. А его задача как управляющей компании в рамках пенсионной системы - максимизировать доходность. Ясно, эти задачи параллельно он эффективно выполнять не может. Требуется целый ряд дополнительных нормативных решений, чтобы исключить возможные конфликты интересов и дополнительные риски, которые возникают в случае инвестирования ВЭБом пенсионных накоплений без изменения его статуса и пересмотра других направлений деятельности".
Владимир Тарачев отмечает, что процесс инвестирования ВЭБом можно считать бесконтрольным, поскольку государство не может контролировать само себя, и никакого закона о ВЭБе, который четко определял бы его права и обязанности, пока нет.
С ним соглашается и Михаил Дмитриев: "На сегодня деятельность ВЭБа недостаточно транспарентна. Когда мы анализировали ситуацию, выяснилось, что ни разу, ни при каких обстоятельствах ни один финансовый отчет о деятельности ВЭБа не поступал в наше министерство, хотя мы напрямую отвечаем за выработку политики в сфере банковской деятельности и государственных финансов. Его отчеты по установленной форме не поступают ни в ЦБ, ни в ФКЦБ, то есть это организация, которая должным образом не контролируется".
Не повезло будущим пенсионерам еще и потому, что Внешэкономбанк, в силу характера своей деятельности, сможет вкладывать пенсионные деньги только в федеральные долговые обязательства под заведомо низкие проценты, которые вряд ли выдержат инфляцию, или в ипотечные ценные бумаги под гарантии Российской Федерации. Ипотечных бумаг в настоящее время не существует, хотя закон об ипотечных ценных бумагах в Думе разрабатывается.
"Вложение миллиардов долларов пенсионных денег в облигации может в определенной степени нанести ущерб пенсионерам, поскольку они не смогут получать ту доходность, которую могли бы получать, даже если бы пользовались услугами самого Пенсионного фонда. Покупка госбумаг при текущих уровнях ставок - это уже потеря денег в реальном выражении, а расходы и издержки так называемого управляющего только усугубляют положение", - говорит Александр Головцов, начальник отдела инвестиционных исследований "НИКойла".
Как сделать ВЭБ прозрачным В Минэкономики, Думе и Совете Федерации стали думать, как "облагородить" ВЭБ, сделать его более транспарентным и регулируемым. Как сообщил нам Владимир Тарачев, в ближайшие месяцы в Совете Федерации должен быть разработан федеральный закон о ГУКе.
"Должен быть введен режим регулирования деятельности ВЭБа как управляющей компании, обеспечивающий его транспарентность, - считает Михаил Дмитриев. - До тех пор пока мы не определим порядок представления финансовой отчетности, в том числе и публикацию ее ВЭБом, мы не можем полагать, что мы действительно решили все проблемы, связанные с его назначением государственной управляющей компанией".
Чтобы ВЭБ мог функционировать как управляющая компания, необходимо выделить из системы ВЭБа функции долгового агентства, передать другим организациям депозитарные функции по государственным валютным облигациям и брокерско-дилерские функции. Кроме того, считает замминистра, необходимо на уровне федерального закона определить правовой статус ВЭБа, поскольку он не является ни банком, ни управляющей компанией, он никем не регулируется с той степенью детальности, которая предписана Законом об инвестировании.
Наконец, полагают эксперты, необходимо активизировать работу по принятию закона об ипотечных ценных бумагах. Есть решение правительства предоставить гарантии по облигациям, эмитированным Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, которое будет осуществлять операции по выкупу закладных под жилье, приобретаемое у граждан. Эти бумаги могут стать достаточно привлекательным инвестиционным инструментом, в том числе для вложения пенсионных накоплений.
Заговор молчания Россия получила накопительную пенсионную систему, в которой пока нет практически ни одного активного участника. Месяц назад правительство ответило на вопрос, кто будет инвестировать средства так называемых молчунов. Но остается непонятным, почему вообще должны быть эти самые "молчуны"? "Об этом никто не говорит, наоборот, пенсионная реформа, которая касается всех и каждого, оказывается для наших граждан самой большой военной тайной", - возмущается Владимир Тарачев.
По Закону "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" Пенсионный фонд России до 1 июля этого года должен направить всем застрахованным в пенсионной системе уведомления. В них будет указана сумма, отраженная на индивидуальном пенсионном счете, взносы и инвестиционный доход по состоянию на 1 января. До 1 октября нужно будет направить заявление в ПФР о выборе частной управляющей компании для инвестирования накоплений, чтобы с 1 января будущего года именно эта компания управляла деньгами. Однако до сих пор список компаний неизвестен.
Пенсионная реформа, состоявшаяся на бумаге, в жизни никому не известна, то есть фиктивна. При этом исполнительная власть ровным счетом ничего не делает, чтобы изменить эту ситуацию. Выходит так, что вся пенсионная реформа затевалась исключительно для того, чтобы загрузить работой и деньгами Внешэкономбанк. А там даже МВФ со Счетной палатой замучаются выяснять, на что же использованы деньги - на латание бюджетных дыр, на выплату внешнего долга или на пополнение предвыборной кассы.