Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - 2004 год
Мнение № 1. Департамент валютного контроля Минфина России обвинил четверть всех российских банков в незаконных финансовых операциях. Большинство представителей банковского сообщества были удивлены подобным заявлением.
+++++++++++++++++++++ текст статьи +++++++++++++++++++++++++
Российским банкам нечего ответить на вопрос об отмывании денег
Текст: Борис Деревягин
http://www.gazeta.ru/2004/01/12/rossijskimba.shtml
12 ЯНВАРЯ 2004
Департамент валютного контроля Минфина России обвинил четверть всех российских банков в незаконных финансовых операциях.
Большинство представителей банковского сообщества были удивлены подобным заявлением. Заместитель руководителя департамента валютного контроля Министерства финансов России Владимир Объедков заявил, что каждый четвертый российский банк подозревается в незаконных финансовых операциях, среди которых действия, нарушающие закон о борьбе с легализацией преступных доходов, сокрытие сделок, требующих уведомления Комитета по финансовому мониторингу, слабый внутренний контроль, невнимательность при идентификации клиентов и разглашение информации о них.
Большинство представителей банков очень удивились заявлению Владимира Объедкова, и первая реакция на него была у них вполне однозначна: они назвали его полной ерундой. Правда, следом просили не называть их в печати. Руководитель пресс-службы банка «Возрождение» Сергей Муравьев уверил, что факты, о которых доложил Владимир Объедков, нужно тщательно проверять, но, по всей вероятности, чиновник лучше разбирается в этом вопросе. Начальник отдела банка «Авангард» по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, Анна Тимофеева оценила заявление чиновника как вполне правомерное. По ее мнению, безусловно, часть банков питается теневой экономикой, но число, представленное Владимиром Объедковым, несколько завышено и надуманно, так как после 1998 года большинство банков дорожат своей репутацией, поэтому говорить о массовом сокрытии доходов несколько странно. С другой стороны, ей кажется, что причины данных правонарушений, если они есть, не в прямом умысле, а скорее в некоторых недоработках, недостаточной квалификации и эрудированности банковских специалистов.
Что касается списка тех банков, которые были выявлены в результате проверки как нарушители закона о легализации доходов, то эта информация, по словам пресс-секретаря Комитета по финансовому мониторингу Константина Криворотова, может быть представлена только после начала судебного разбирательства с банками. Но банки, распознанные в результате проверки КФМ как нарушители, «не особенно» (он подчеркнул именно такую формулировку) входят в десять крупнейших банков России. Сама проверка состояла просто в составлении статистических таблиц по банкам, не предоставившим ту или иную информацию, сообщил Константин Криворотов.
Из десяти крупнейших банков РФ без привлечения иностранного капитала (Внешторгбанк, Международный московский банк, Транскредитбанк, Альфа-Банк, Инвестиционный банк «Траст», Газпромбанк, Башкредитбанк, Международный промышленный банк, Сбербанк, Банк Москвы) лишь юридический отдел Башкредитбанка ответил, что по результатам проведенной проверки Комитетом финансового мониторинга и Центральным банком России Башкредитбанку выражена благодарность. Пресс-службы других банков либо уклонились от ответа, либо заявили, что у них подобной проверки не проводилось.
Как сообщил исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин, вся проблема проверок КФМ и ЦБ РФ коммерческих банков кроется в тотальности самого подхода к контролю над операциями коммерческих банков центральными органами. К тому же эти органы не справляются с тем потоком информации, который устремляется на них в результате их же запросов и требований. Вообще сама система контроля работает эффективно всего на 10%. Прежде представители КФМ заявляли, что, безусловно, существуют определенные сложности с контролем над банковскими операциями, но существенные нарушения крайне редки.
Вообще же, по словам Андрея Емелина, сама проверка была проведена только в федеральных центрах: не были затронуты 200 дагестанских банков, как не были затронуты и провинциальные банки вообще. Из тех же 600 крупных банков, в которых была проведена проверка, не мудрено выявить 335 нарушителей – чем больше банк, тем больше правонарушений в его деятельности можно выявить, но, по его словам, все эти правонарушения «общественно не опасны».