Мнения
других экспертов о проблемах Российской
банковской системы - 2004 год
- Мнение № 22. Российские
банки едины с государственными органами в страхе перед наступлением на российский рынок богатых и высокопрофессиональных западных финансовых институтов.
Открывать рынок западным финансовым организациям не стоит: российская банковская система от этого умрет.
К такому противоречивому выводу пришли участники банковского саммита, прошедшего в четверг в Москве.
+++++++++++++++++++++ текст статьи
+++++++++++++++++++++++++
- Российские банкиры боятся западных
Газета ру, 05.03.2004
http://www.gazeta.ru/2004/03/05/oa_113944.shtml
Елена Соболева
В ВТО России надо вступать чем скорей, тем лучше, а вот
открывать рынок западным финансовым организациям не стоит: российская банковская система от этого умрет.
К такому противоречивому выводу пришли участники банковского саммита, прошедшего в четверг в Москве.
Членство во Всемирной торговой организации улучшит деловую репутацию России, добавит ей иностранных инвестиций и, таким образом, предоставит большие возможности для экономического роста.
Правда, одно из условий вхождения в ВТО – полное открытие отечественного финансового рынка и, соответственно, допуск на рынок иностранных банков.
Заместитель министра экономического развития и торговли Елена Данилова уверила банковское сообщество в том, что Россия уже достаточно близка к полноправному членству в ВТО. Но сейчас прежде всего ставится вопрос, какие ограничения нужно срочно снять для наших банков, чтобы повысить их конкурентоспособность, когда Россия примет на себя международные правила игры. И тут же замминистра Данилова объявила, что главная переговорная задача – добиться от западных партнеров «конструктивного подхода при решении наиболее чувствительных для нашей страны вопросов», то есть попытаться убедить их, что Россия сейчас не может принять те требования, которые к ней выдвигают.
Чтобы сгладить неприятное впечатление от противоречивости сказанных подряд тезисов, Елена Данилова выступила с предложением к банкирам: сформулировать торгово-политический интерес России в финансовой сфере – «чего мы хотим от других рынков и вообще хотим ли чего-нибудь от них». Слово подхватил – надо полагать, от лица банкиров – заместитель начальника департамента ЦБ Владимир Хребтов. Приоритеты главного банка страны таковы: сохранение квоты на участие иностранного капитала в банковском секторе; запрет на открытие филиалов иностранных банков. Квота ограничивает приток иностранных денег – они дешевы и куда более мобильны, чем российские, кроме того, их очень много. Так что зарубежные капиталы могут, как осторожно выразился господин Хребтов, «составить серьезную конкуренцию отечественному банковскому капиталу». Еще большая опасность исходит от филиалов иностранных банков, ведь ЦБ не имеет права следить за ними и контролировать их деятельность: филиал работает по законам той страны, где находится его основной банк. Твердый Хребтов заявил, что «позиция по этому вопросу вряд ли изменится до момента присоединения к ВТО».
Впечатление от позиции государственных чиновников попытался было сгладить президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, сказав, что альтернативы вступлению в ВТО нет: «Банковская система России достаточно прогрессивно настроена и достаточно ориентирована либерально для развития международного сотрудничества. Мы претендуем на то, чтобы быть одной из ведущих стран в мире, и мы на это имеем право претендовать, и мы этого должны добиться». Но, продолжал Тосунян, «добиваясь этого положения России на международных рынках, мы не должны забывать о наших национальных интересах, о том, что главный движущий элемент экономики – национальная банковская система. И в этом смысле приоритетная тема – как сделать так, чтобы вхождение в ВТО не поставило нашу систему на второй уровень национальных интересов». И стало ясно, что
банки едины с государственными органами в страхе перед наступлением на российский рынок богатых и высокопрофессиональных западных финансовых институтов.
А единственное, чего банкам по-настоящему хочется от ЦБ как регулятора, – это смягчения требований, в частности – снижения ставок по отчислениям в фонд обязательного резервирования (ФОР), которые в России составляют 10%, а в развитых странах всего 2%, а также сокращения форм отчетности и нормативов ЦБ. Как уже приходилось писать «Газете.Ru», снижение ФОР практически никак не скажется на потребительском финансовом рынке.
Возврат к
Разделу "Мнения других экспертов"
Возврат к
Оглавлению Русской версии Сайта