Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - 2002 год
Мнение № 2. Венчурный капитал США заинтересовался Россией. Статья в журнале "Эксперт" №3 (310) от 21 января 2002. "... Никуда не денешься - придется снова стимулировать спрос на нововведения со стороны собственных производителей и нежно, очень нежно работать с пугливыми и капризными американскими венчурными финансистами".
Еще летом минувшего года представитель одного американского венчурного фонда говорил вашему корреспонденту: "Черт знает что творится на нашем рынке. Новая экономика себя не оправдала, у нас сгорают миллиарды долларов, акционеры недовольны, но перспективных проектов, по которым можно было бы раскидать наши финансовые ресурсы, катастрофически не хватает. Вы будете просто идиотами, если не воспользуетесь этой ситуацией".
Действительно, по предварительным итогам, в 2001 году объем венчурных инвестиций в хай-тек США не превысил 30 млрд долларов, что в три (!) раза ниже значения этого же показателя в 2000 году. Рисковые инвесторы перестали верить в то, что американская модель НТП будет работать так же эффективно, как раньше. Между тем средства накоплены огромные, более того, по американскому законодательству венчурные фонды по итогам года платят приличные штрафы за неразмещенные средства. Естественно, американский венчурный капитал ищет новые, еще не разработанные площадки с подходящим инновационным потенциалом. В последнее время в качестве таковых специалисты часто называли Израиль, Китай и Индию.
В Израиле война. С Китаем главная проблема - местное законодательство, которое заставляет реинвестировать венчурную сверхприбыль в местную экономику. Индия с точки зрения технологического спектра все еще остается монокультурной страной - одного софта для венчурных американских миллиардов маловато. Поэтому все чаще взоры американских рисковых инвесторов обращаются к нашей стране. Прежде всего потому, что до сих пор Россия сохранила неплохие заделы практически по всему спектру НТП, да и законодательство в отношении вывоза прибыли инвесторов у нас не в пример либеральнее китайского. К тому же дорожка к отечественному хай-теку уже неплохо протоптана западными ТНК, в том числе американскими. Их эмиссары трудились у нас последнее десятилетие не покладая рук. Так, представитель "Дау Кемикал" убеждал нас, что Новосибирский институт катализа просто не имеет аналогов в мире по запасу критических ноу-хау в области химии и с удовольствием приобретает у них лицензии, "Дженерал Электрик" давно и успешно работает с нашим энергомашиностроительным кластером, заказывая разработку установки для производства монокристаллической турбинной лопатки российским специалистам, "Боинг" достаточно долго использовал потенциал КБ Туполева в проекте гражданского сверхзвукового самолета, "Тексако" решила финансировать разработку электромагнитной пушки для зондирования подводных нефтяных скважин, ведущуюся московской инновационной фирмой "Солитон-НТТ", а, скажем, "Интел" создал в Нижнем Новгороде СП по производству продвинутого софта. Подобных примеров можно привести даже не десятки, а сотни.
Но венчурные фонды - не корпорации, это другой бизнес. Последние инвестируют, руководствуясь рамками жесткой отраслевой логики, включая по сути инновационные проекты в свои производственные схемы. Венчурному капиталисту важно другое - главное не отрасль или технологический кластер, к которым относится тот или иной проект, а возможность так называемого выхода: после раскрутки проекта его необходимо перепродать как можно быстрее и дороже - либо на бирже после первичного размещения (IPO), либо профильной корпорации. Вот с выходом в России как раз плохо.
Свой NASDAQ, несмотря на неоднократные попытки, у нас так и не появился, а местные профильные корпорации до самого последнего времени мало интересовались инновационными контурами своих отраслей. В то же время наши собственные венчурные фонды только формируются и десятков миллиардов долларов у них, конечно, нет, а западные ТНК финансировали и будут финансировать исключительно решение своих частных технологических задач - стратегии НТП в национальных масштабах с этим не выстроишь. Поэтому упускать предоставленный мировой экономикой шанс привлечь американские венчурные миллиарды в русские инновации было бы глупо. Никуда не денешься - придется снова пытаться создавать свой NASDAQ, стимулировать спрос на нововведения со стороны собственных производителей и нежно, очень нежно работать с пугливыми и капризными американскими венчурными финансистами.
Вступить в конкурентную борьбу с Индией, Китаем, Израилем или другими потенциально интересными для американского рискового инвестора площадками (а они рано или поздно найдутся) просто необходимо. Мы же не идиоты.