"В известной степени все это чистой воды импровизация"
Марк Тайманов
Интересная тема - взаимоотношения шахматистов и музыки. Так уж получилось, что шахматы - игра глубокая и трудная, поэтому после серьезной работы за доской человек обычно нуждается в резком переключении на другое поле деятельности или просто отдыхе (кажется, это не относится к Фишеру или Иванчуку). И, похоже, музыка идеально подходит для этих целей. Общаясь со многими шахматистами лично и через Интернет, мне довелось убедиться, что их музыкальные вкусы обычно соответствуют их стилю игры, а, значит, стилю человека вообще.
Для человека, незнакомого с шахматами (особенно, если он читал известный рассказ Куприна), шахматист представляется этаким замкнутым раздражительным типом, букой, который если и слушает музыку, то непременно классическую и, по возможности, занудную. Очень легко нарисовать подобный обывательский портрет. И поэтому Петр Свидлер, например, включивший рассказ о своих музыкальных пристрастиях в интервью со star-maker'ом Юрием Васильевым, немедленно был отмечен околошахматными кругами как разносторонний молодой человек и кумир молодежи наших дней (до этого лишь немногих избранных интересовало то, что Петр трижды выиграл чемпионат России; талантов много, не он первый, да и чего там с шахматистами разговаривать, все равно что с математиками - ничего не поймешь и ходишь потом как оплеванный). До него из отечественных шахматистов, кажется, только Каспаров, очень открытая и энергичная личность (особенно в молодые годы) уделял большое внимание освещению своего музыкального пристрастия (о Смыслове и Тайманове речь пойдет ниже). Рассказ о роли Владимира Высоцкого в беспримерном матче против Карпова в 84/85 годах многих покорил своей искренностью и верностью суждений. Ну, были, конечно, на Западе поклонники какого-то рока, но волосатые Майлсы или Тимманы освещались в прессе обычно в связи с проигрышами Карпову, на большее не оставалось места или желания. Время, что ли, было другим, но официально от шахматных звезд ожидалось трудолюбие, дисциплинорованность, скромность и другие качества строителя коммунизма, а никак не свобода мысли, на которую музыка просто провоцирует.
Вроде бы, сейчас все изменилось. От сильного шахматиста, как от любого другого человека, попавшего в лучи софитов благодаря творческому таланту, ждут способностей и в других областях, интересных мыслей (можно даже о смысле жизни, шахматы ведь игра интеллектуальная), общей яркости личности. Попутно возникает вопрос - уж не Каспаров ли тому виной? То ли он создал эту систему под себя, то ли он был избран временем, но 13-й чемпион идеально подходит на роль чемпиона мира конца двадцатого века. Он - настоящая звезда, даже если забыть о фантастических успехах в шахматах. У него характер звезды. "Скромняга", "хороший парень" Ананд и "ледяной" Крамник (ох уж эти ярлыки прессы!) не получили от времени билет на бал чемпионов. Гениальный Иванчук, кажется, упустил свое время и теперь на турнирах "только гуляет и кушает", как выразился один известный своим ехидством супергроссмейстер (извините, что употребляю этот неофициальный титул, но, по-моему, пора его ввести в активный словарный запас поклонников шахмат, и тогда он естественным образом перекочует в классификационную систему). Неплохо раскручивает себя Широв, особенно после неожиданной победы в матче над Крамником, в его пользу говорит яркий шахматный стиль и рижские корни (вспоминаем Таля, любимого ребенка шахматных богов, награжденного ими всем, кроме практицизма). И особенно быстро взошла звезда, ну, угадываем с трех раз, конечно не Леко, Свидлера? почти угадали - Александра Морозевича. Вот у кого наличествуют все необходимые атрибуты. Благородная внешность, дебютная неоклассика, непредсказумость за доской и под стать игре - резкие суждения в разговорах с журналистами. Сама сила игры при этом имеет несколько отвлеченное значение (вряд ли, как мне кажется, Свидлер, к примеру, играет слабее, просто это еще одно проявление несовершенства подачи рейтингового списка, когда не публикуется стандартное отколонение). Ему есть, что сказать, и я не советую с ним спорить. В этом что-то от Каспарова, не правда ли? И, конечно, музыкальность, уже не Высоцкий, но энергетики не меньше - рок. Не поп-рок, от которого без ума "шахматисты в движении" (почитайте анкеты теннисистов - сплошной Стинг и Род Стюарт), а хард-рок, жесткий и честный. Сразу понятно, какие демоны сидят в Александре, понятно, что он не "фартовый дед-Мороз", а жесткий воин с сильной волей, заставляющий соперника ошибаться. Каспаров глубже ныряет в океан вариантов, Крамник лучше оценивает критические позиции, а Морозевич "наскакивает-напрыгивает" (Г.К.), он все время в движении, и противник теряется. Это современные шахматы, где-то дитя ускорения контроля, чертовски зрелищные!
А что же Ананд и Крамник, по-прежнему № 2 и 3 в мировом рейтинговом списке? Как насчет их музыкальных пристрастий? Тут я опускаю руки. Они молчаливы, эти друзья. Музыка много может сказать нам о них, помочь понять их сердца, проникнуться еще большим уважением и даже сопереживанием, но, то ли это не их путь, то ли образ Крамника настолько "холодный", а Ананда "индийски загадочный", что это не позволяет даже спрашивать о музыке, а не о новом чемпионате ФИДЕ или о творческих и спортивных планах.
Но слушать музыку - это одно. А ведь среди шахматистов немало и тех, кто увлечен исполнением музыки. И некоторые достигли значительных высот в мире созвучий. Конечно, я говорю о Марке Тайманове и седьмом чемпионе мира Василии Смыслове. Смыслов прекрасно поет, недавно выпустил компакт-диск известных оперных арий. "Если вы укажете на неточность в его анализе ладейного эндшпиля, он на вас не обидится. А вот если скажете, что у него фа-диез прозвучал хуже, чем, например, у Батистини, станете его кровным врагом." А Тайманов! Его фортепианная карьера общеизвестна. Его дуэт с Любовью Брук представлен в альбоме "Выдающиеся пианисты ХХ века" фирмы Philips наряду с Рахманиновым, Рубинштейном, Рихтером, ван Клиберном, Ашкенази. Гастроли по всему миру, десятки записанных пластинок... Когда он только успевал заниматься шахматами? Наверно, это последний пример удачного совмещения шахматного и музыкального успеха на столь высоком уровне. Сейчас мне известны лишь некоторые национальные и международные мастера, серьезно занимающиеся музыкой (в основном, рок-н-ролл и блюз, реже фолк-рок или хард-рок). Наверное, один из самых серьезных музыкантов сейчас израильский гроссмейстер Эмиль Сутовский. Вряд ли он войдет в элиту современных шахмат, несмотря на грандиозный талант, Эмиль слишком эмоциональный и увлекающийся человек, любитель "погусарить". "А ля гер ком а ля гер" - цитирует Александр Рустемов пояснение Сутовского к результату на одном из круговых турниров (+4 -5 =0!). Но с такими вокальными данными большой вопрос, нужно ли ему место в этой пресловутой элите. Жить в свое удовольствие можно по-разному!
С другой стороны, и это было для меня неожиданностью, игра в шахматы популярна и среди музыкантов! Среди великих известен Давид Ойстрах, как всякий порядочный одессит он гениально играл на скрипке и был кандидатом в мастера по шахматам... Все музыканты моей рок-группы неплохо передвигают деревянные фигуры по клетчатому полю, на уровне 1-2 разряда, и отдают этому занятию значительное время, порой во время репетиций. После трех часов блюза нам тоже нужна разрядка...
В заключение, традиционные параллели между великими музыкантами и великими шахматистами. Сначала мнение Марка Тайманова, признанного эксперта в этом вопросе. Он сравнивает чемпионов мира. Я попытаюсь добавить несколько новых фамилий. Мое мнение будет более спорным. Если придумаете получше - напишите, пообщаемся.
Стейниц - монументальная фигура, основоположник современной шахматной стратегии . И. С. БАХ.
Ласкер - о нем Марк Евгеньевич почему-то не упомянул. История Ласкера, по-моему, одна из самых интригующих историй в шахматах, наряду с историей рижского волшебника Таля. У нас есть много информации о жизни, твоорчестве, философских взглядах второго чемпиона мира, но понимаем ли мы его? Нет. Я бы сравнил его со Скрябиным или, может быть, Шнитке.
Капабланка. МОЦАРТ. Здесь не нужно слов. Слушайте их игру.
Алехин. Широкий романтизм, оркестральность, великолепное владение материалом, масштабность, сложная судьба. РАХМАНИНОВ.
Про Эйве тоже ничего не было сказано.
Ботвинник. За масштабность партитур, полифоничность звучания и особенную мощь игры он был удостоен сравнения с ВАГНЕРОМ.
Смыслов. "Ему близок эмоциональный строй ЧАЙКОВСКОГО. Смыслов написал книгу "В поисках гармонии", а гармония точнее всего выражает сущность музыки Чайковского".
Таль. Необыкновенная фантазия, мистичность в облике, драматизм судьбы, фантастичская виртуозность - образ НИККОЛО ПАГАНИНИ.
Петросян - как выразить "осторожность", "профилактичность мышления", "миролюбие" в музыке? Вряд ли подойдет какой-либо классический западный композитор. Мне кажется, восточной логике Петросяна нужно искать аналоги на Востоке. Есть ощущение, что из тех, кого я знаю, Петросяну мог быть близок ЭНЕСКО.
Спасский - наверное, к нему ближе ШОПЕН.
Фишер. Блеск, отточенность высочайшего мастерства. ЛИСТ.
Карпов. Светлая, прозрачная музыка, широкий диапазон, строгая классичность поздних произведений. ПРОКОФЬЕВ.
Каспаров. Современность звучания и мышления, динамизм, острота и драматизм восприятия мира. ШОСТАКОВИЧ.
Корчной. Его агрессивная манера игры напоминает некоторые вещи Бетховена...
Крамник. Предпочитает слушать классическую музыку. Но новое время внесло коррективы и в его стиль. Крамник играет неторопливо, спокойно и уверенно, но может взорваться в нужный момент (Каспаров - в любой момент) и выдать прекрасное соло ошеломленным зрителям. Может быть, Эрик КЛЭПТОН?
Иванчук. Резкий, невыдержанный; мягкий, добродушный, спокойный; чудаковатый, замкнутый; предельно откровенный. Очень талантливый (по-моему, самый талантливый игрок поколения). Постоянно ищущий. ДЖОН ЛЕННОН.
Ананд. Его стиль классичен, но он с удовольствием пробует себя в легком жанре. Очень приветлив. Способен на большее, но, кажется, и без того доволнен ходом вещей. Может быть, ПОЛ МАККАРТНИ ?
Морозевич. Его шахматы современны, глубоки, и постоянно держат в напряжении. РИК УЭЙКМАН.
Широв. Хулиган-то он хулиган, но полюбуйтесь, как блистательно он играет эндшпил! ДЖАГГЕР.
Ну что, хватит на сегодня? Заглядывайте на сайт почаще, примерно раз в неделю, желание обновлять его у меня еще не пропало, в этом разделе будут статьи, интервью, может быть, особый взгляд на историю шахмат. Конечно, с точки зрения музыканта. Ом мани падме хум. Всегда ваш
Simon.
ноябрь 99 (и незначительные добавления в 2000)