Uriah Heep: Can't
keep a good band down
"Салон Audio Video", 10/98
Легенды рока - с нами! Именно такой слоган был дан гастролям на этот раз. А что, теперь, когда от выхода дебютного альбома группу отделяют почти тридцать(!) лет, в число заслуженных рок-мастеров записаны и многие из тех, кто считал «Хип» своими вдохновителями и кумирами. Сами же музыканты на этот раз назвали себя и тур попроще - «Wizards of Rock», намекая, само собой, на один из их классических альбомов «Demons and Wizards» и подчеркивая таким образом связь времен и то, что перед слушателями предстанут именно те «волшебники рока», что очаровали их своей музыкой в далеких 70-х. В отличие от Deep Purple, «Хип» выступали в Москве уже не первый раз, так что все, кто просто хотел их увидеть, уже давно это сделали, а остались лишь самые увлеченные, преданные, как у них там говорят, die-hard... Так вот, для die-hard'ов все уже устоялось, а для остальных я попытаюсь ответить, так есть ли она, «связь времен», или мы обречены на вечную тоску по легендарным для рок-музыки 70-х, что были не у нас и не для нас.
К сожалению, на одной журнальной полосе невозможно даже и пытаться рассказать о группе и ее истории в той мере, в какой она этого заслуживает. Так или иначе, к 1982 году из оригинального состава остался лишь Мик Бокс, который нашел в себе силы собрать Uriah Heep заново без Кена Хенсли - клавишника и основного автора песен на «золотых» альбомах команды. С той поры группа - его, Мика, проект, группа с другим лицом, другим стилем. Увы, но кроме вывески и знакомого звука педали (wah-wah) Бокса, в новом «Хип» сложно было найти хоть что-нибудь похожее на них в 70-х... Надо отдать должное упорству и стойкости Мика, который, несмотря на коммерческие неудачи, перемены состава и, прямо скажем, не очень выразительные работы в 80-х, продолжал играть и радовать поклонников старыми хенслиевскими вещами на концертах. Была памятная серия выступлений в Москве в декабре 1987-го года, когда «Хип» стал первым коллективом, прорвавшим «железный занавес», и... и так далее, все и так это знают. К тому времени стабилизировался и состав - теперь на клавишных играет Фил Лэнзон (Grand Prix, Andy Scott's Sweet), а поет Берни Шоу (Sad Cafe, Grand Prix, Praying Mantis, Stratus). Из ветеранов остались ударник Ли Керслейк (с 1972 года) и басист Тревор Болдер (с 1977-го), и в этом составе они существуют уже двенадцатый год, что дольше, чем вся история «Хип» с участием Хенсли. Но среди альбомов, достойных их работ в 70-х, пожалуй, один лишь студийный «Sea of Light» (1995) и концертник «Spellbinder» (1996), в которых Боксу & Co. удивительным образом удалось воссоздать частичку старого саунда. Впрочем, ничего удивительного - ведь музыканты специально прослушали несколько своих «классических» песен перед тем, как отправиться в студию.
Этим летом группа закончила запись нового альбома, который выйдет 14 сентября. Его название многих преданных фанов поначалу просто огорошило! «Оригами - японское искусство складывания фигурок из бумаги. Когда мы записывали диск, мы «складывали» созвучия, и потому решили окрестить его «Sonic Origami», - так это объясняет Мик Бокс, а предложил заглавие новый звукорежиссер группы Pip Williams, известный по работе с Moody Blues, Status Quo и (приготовьтесь)... Spice Girls.
Кстати, одна из вещей с «Sonic Origami» - «The Golden Palace» была написана под впечатлением предыдущего концертного тура по России в феврале - марте 1997 года, когда «Хип» побывали, в частности, в Сибири. Музыканты получили свою долю впечатлений о русских морозах и бескрайних снежных просторах и свою толику вопросов журналистов о том, нравится ли им русская водка - интересно будет услышать, что именно из этих впечатлений отразилось в песне. Нынешний вояж оказался совсем кратким - Алма-Ата, Саратов и Москва. Концерт в Саратове стал почему-то частью фестиваля «Славянский Базар», и, несмотря на явное отсутствие у музыкантов славянских корней, их выступление стало «гвоздем» мероприятия. В Москве на этот раз группа играли в МДМ - в гораздо ближе к привычной им по гастролям в англиях и германиях клубной обстановке, чем в их предыдущие приезды. Подлинные фанаты пришли получить удовольствие от еще одного (после 1987 и 1996 годов) шоу любимой команды, а музыканты, похоже, ждали такой реакции - когда они появились на сцене, их лица прямо-таки светились от радости! Быть может, это небольшое преувеличение, но всегда хочется верить, что группа, как и зрители, ждет от концерта чего-то особенного, а не просто отрабатывает шоу.
Но сначала погас свет, и какое-то время сцену заполняли только равномерно бухающие звуки синтезаторной «прелюдии», наверное, не совсем вписывающейся в «светлый» образ группы. Вступление было недолгим, и на сцене возникли музыканты... В центре внимания - конечно же, обладатель самой широкой улыбки в рок-музыке, бессменный гитарист Мик Бокс. Его поведение на концерте словно заставляет каждого зрителя поверить, что Мик счастлив играть лично для него (и это все совершенно искренне!). Он предстал в своем обычном стиле - свободная рубашка домашнего вида с какими-то забавными розочками, Мик передает заряд драйва и энергии в зал посредством своих сочных гитарных риффов и соло, от души приправленных педалью «wah-wah», ставшей за долгие годы его фирменным знаком. В центре - вокалист Берни Шоу. Нельзя не отдать ему должное - за 11 лет пребывания на месте Байрона его манера пения и (в особенности) стиль поведения на сцене существенно изменились к лучшему, меньше стало фальши и грубого напора, ведь брать свое за счет крика уже не выходит, диапазон не тот, что раньше, да и от исполнения байроновского репертуара столько времени невозможно не измениться самому. Его исполнение хиповской классики было в большинстве случаев адекватно, за исключением знаменитого «вокального подъема» в «July Morning», который Берни благополучно завалил (а зрители милостиво ему это простили - с кем не бывает). Были и еще огрехи и шероховатости, но состояние концертного воодушевления и сопричастности происходящему обычно помогает пропускать такие мелочи мимо ушей... Зато почти идеально по-байроновски прозвучала «Sunrise» - а ее «Хип» не играли целых 25 лет.
Басист Тревор Болдер стоял справа, и от фронтмэна его отличала сосредоточенность и погруженность в музыку, что тоже иногда бывает полезно - не всем же, как Берни Шоу, носиться взад-вперед по сцене, даря восторженные вгляды и радостно жестикулируя и успевая хлопать по рукам счастливых фанатов даже во время исполнения «July Morning». Единственной композицией, написанной Тревором, в сете была «Dream On», на которой он и Мик сыграли на акустических гитарах («А вот песня, которую написал наш басист», - объявляет Шоу. «Dream On», - тут же доносится из зала ответ. Берни чуть ли не подпрыгивает от восторга). Фил Лэнзон находился в отдалении за клавишными и, пожалуй, на этот раз в концерте не очень заметен, тем более что петь партию лидер-вокала («Mr. Majestic») ему на сей раз не пришлось. Барабанщик Ли Керслейк сидел на своем законном месте за ударной установкой, откуда он спустился во время исполнения «Lady In Black», позвякивая бубном и посматривая в зал примерно так, как смотрел бы на детвору всамделишный Дед Мороз на новогодней елке.
Концертный репертуар состоял примерно наполовину из новых вещей с «Sea of Light» и наполовину - из нисколько не забытых старых периода 1970-73 годов, а все, что было между ними, благополучно забыто... Были, само собой, «The Wizard» и «Gypsy», «Look At Yourself» и «Bird of Prey» - словом, все песни, не услышать которые на концерте «Хип» было бы по меньшей мере, странно. Наверное, «Dream On» и «Time of Revelation» с «Sea of Light» тоже можно уже причислить к «золотому фонду», а единственной неожиданностью стало исполнение «Sunrise». Увы и ах, в остальном сет-лист группы меняется со временем очень слабо, и в сравнении с «живыми» версиями годичной давности тех же самых песен (или с концертником «Spellbinder») различий в аранжировках почти не заметно. Берни Шоу сослался на то, что после выхода «Sonic Origami» на концертах «Хип» планируются и новые вещи (а до этого - ни-ни!), и вообще это будет «totally new setlist», но сейчас хиты в концертном варианте выглядят до боли знакомыми... Что и стало, вероятно, одним из главных недостатков в остальном прекрасного концерта - но вряд ли большинство зрителей вообще обратили на это внимание, потому что, как отмечали фэны, главное - это возможность еще раз повеселиться и похлопать руками, потопать ногами под любимую музыку в приближенной к клубной атмосфере (как же, сцена с настоящими «Хип» и стойка пивбара в десяти шагах!), возможность, которой были лишены мы, когда группы 70-х находились в своем расцвете и в «золотых» составах... Теперь что «Хип», что «Назарет» приезжают на гастроли с регулярностью смены времен года, вот и «супермонстры» Deep Purple собрались во второй раз, и Ричи Блэкмор со своей Кэндис решил, что пора и ему к нам, и с одной стороны, радостно за нашу страну, которая наконец-то из последней гавани забытых «звезд» превратилась в нормальную концертную площадку, а с другой - с каждым разом аудитория таких шоу съеживается - нет уже той новизны и ажиотажа, и наверное, Rolling Stones были последними из рок-команд, что смогли собрать полный стадион в одиночку. Вместо отчаянного «увидеть Uriah Heep [Deep Purple, Rolling Stones - нужное подчеркнуть, недостающее вставить] и умереть!» теперь можно услышать рассудительное «я пришел на концерт, чтобы хорошенько оттянуться», но пока есть на свете и играют такие группы, как «Хип», рок-н-ролл жив!
Владимир Миловидов