День первый.
Из Бийска до села Еланда добираться на машине часа 3. Дорога проходит по живописной дороге вдоль реки Катунь. К вечеру мы были на месте. До грозы успели спуститься к Катуни, на берегу которой стоит Еланда. После грозы из-за горки выглянуло вечернее солнышко. А тут уже и Газик дожидается, чтобы доставить нашу малочисленную компанию по мало проезжей дороге в горы. Дорога вверх пугает тридцатиметровыми обрывами и лежащей внизу погибшей техникой, но наш Газик ползет уверенно.
Место называется Развилы. Три строения – домик, баня и сарай. Кони круглый год пасутся на свободе, ограниченные лишь оградой – чтобы не уходили далеко в горы. Их даже не подкармливают. Даже зимой здесь нет снега – его сдувает ветром – это позволяет коням находить корм.
Всю ночь небо оставалось чистым и мы любовались звездами до самого отхода ко сну в теплом домике. Перед сном нам рассказали несколько Алтайских историй, и мы забрались в спальники.
День второй.
Пока мы умывались, завтракали и собирали вещи (перекладывали их из арчимаха в арчимах), наших коней отвели проверять надежность подков и в случае необходимости перековывать их. Кони в горах круглый год куются на шипи, иначе они будут скользить.
Когда все, включая коней, были готовы, мы двинулись вверх по ущелью. Переметные сумы (арчимахи), отягощенные продуктами и ненужными вещами, затрудняли жизнь коней. И все же они лихо топали все вверх и вверх. К обеду мы оказались на лугу не далеко от первого перевала.
По общему согласию под кедру сварили суп. Кони немного отдохнули, и мы двинулись дальше.
По ту сторону перевала на поляне с цветущей травой вровень с головой лошади нам попалась косуля. Вместо того чтобы спасаться от людей, любопытная косуля сделала несколько прыжков, остановилась, посмотрела на нас и лишь потом скрылась в траве.
Спуск вообще страшная вещь – камни, корни, глина, вода, крутые уклоны – все это смешалось вместе и мешало нашему продвижению вниз. Правда кони хорошо знают свое дело. Да и не впервые идут этой тропой. Все наши страхи так и остались страхами.
Но вот и спасение – нас ждет уютная и теплая избушка на берегу ручья.
Саша развел в очаге огонь, мы приготовили ужин, поели. Перед сном поделились впечатлениями о первом дне в горах. Еще мы видели Алтайскую луну. Оказалась такая же, да и звезды те же.
День третий.
Никуда не торопимся – хорошо в избушке. Погода ясная, значит можно и позже выехать. Решили помыть голову. Всем. Еще до приготовления утренней каши, нагрели воды и намылили волосы.
Пока ждали, когда волосы высохнут, ходили по воде горного ручья босиком – ну и холодная же вода!
Наконец собрались (в купальниках, темных очках и панамках и намазаны кремом от солнца) и поехали – через ручей, туда, где нас ждала поляна с яркими цветами. Чем выше в горы, тем больше тени, чаще попадаются кедры, становится холоднее. Начался процесс одевания.
В лесу инструктор указал нам на муравейник, разрушенный медведем. Но видно это было давно – следов на тропе не осталось. Но все же я некоторое время боязливо оглядывалась, ожидая увидеть догоняющего нас хищника.
По обоюдному согласию решили на обед не останавливаться, а за раз пройти весь дневной маршрут. Таким образом как раз к обеду часа в 2 мы были на месте запланированной ночевки. Это место называется Кызылгак. Это не просто огромная поляна, а скорее два смежных альпийских луга. На них пасется табун полудиких лошадей, регулярно приходящих к камню около которого им оставляют соль. Сюда же приходят и туристы. Это место как перекресток в горах. Естественно его стали обустраивать. И первое, что было построено после небольшой избушки – это баня!
На этом «перекрестке» можно купить: кедровый орех, золотой корень, мясо марала, пиво, водку. Хозяин тут же предложит принять баню, можно с массажем.
Из всего предложенного мы согласились лишь на корень, баню и орехи.
Что за счастье баня посреди тайги!
Пока баня греется, я упросила Сашу разрешить мне покататься на коне по поляне. Гранит – трехлетка и только в этом году начал свою трудовую деятельность в тур бизнесе. Он конечно добродушен, послушен, но вот галопом скакать соглашается лишь из под палки, да и то только в сторону палаток.
В этот день к нам прибилась еще одна собака неизвестной пароды. Ее зелено-голубые глаза лучились ласковостью и хитростью. Она так подлизывалась, что получила имя Лиза. В течении двух дней за остатки с нашего стола она исправно сторожила наш лагерь. Уходя, нам пришлось оставить ее в избушке, так как брать ее с нами сначала в тайгу, а потом в деревню, мы не могли. Само собой и в Москву вести собаку никто не собирался.
Вечером нам долго не давали заснуть страшными охотничьими историями про медведей.
День четвертый.
Утром шел дождь. Туман переползал с вершины на вершину. Солнца мы не видели.
Из-за плохой погоды мы дали себя уговорить остаться на том месте еще на день переждать непогоду.
Хозяин избушки уехал в свою деревню, обещав вернуться к вечеру. Избушку он оставил на наше попечение. Мы ее тут же оккупировали – в дождь намного приятней сидеть в тепло протопленной бревенчатой избушке, чем в отсыревающей палатке или вообще под открытым небом у костра.
На солонец, что недалеко от избушки, пришли кони. Жеребец табуна проявлял бдительность и четко следил за всеми членами своего общества, не давая им отставать или отбиваться в сторону. Даже наши рабочие жеребцы не имели успеха у его кобыл. Жеребец первым делом, как увидел новых коней, побежал разбираться, что еще за конкуренты появились.
Вечером вернулся хозяин избушки, а чуть попозже появилась и группа из 19 туристов. Сразу стало как в большом городе. Пропало ощущение исключительность, которое охватывает, стоит остаться один на один с горами и алтайской природой.
Пока не стемнело, решили устроить Вечерние Скачки. На это раз мне поседлали другого коня – Сивку. Этот конь легок на подъем и ему совершенно все равно куда лететь. К нам присоединился Саша на своем Рыжке. Вдвоем мы сперва измерили из конца в конец первую поляну, затем через небольшой перелесок вырвались на просторы второй более большой поляны. Там пасся табун лошадей. Завидев нас кони насторожились. Ну как тут не попугать их?! Вот мы и стали играть в ковбоев, загоняющих табун диких мустангов. Естественно, мы никого не поймали, но погоняли их слегка. Уже темнело, когда мы шагом вернулись к палаткам.
После ужина для нас было устроено шаманское представление по разгону облаков. Обильные возлияния водки в огонь – жертвоприношение местному богу Хутаю, должно было обеспечить нам безопасную дорогу и отличную погоду.
День пятый.
Ушли мы с поляны. Поднялись на голец – гору без растительности. Кругом – одни камни и ветер. А еще туман из набегающих на гору облаков. На самом перевале у тропы из камней сложена пирамида. Каждый здесь проходящий должен положить в нее камень. А на воткнутом в нее шесте положено завязать ленточку. Причем ленточку надо оторвать от чего-то своего. На худой конец подойдет и прядка волосков из хвоста коня. Здесь же можно выпросить у бога Хутая его покровительства, брызнув чем-нибудь спиртным в сторону горы, удачную дорогу можно получить, побрызгав вперед, а еще надо не забыть, что еще и возвращаться. За безопасное возвращение положено брызнуть позади себя.
Дальше пошел спуск в долину. Где-то еще недалеко от пройденного перевала, мой конь Гранит споткнулся, его задние ноги съехали по камням, и он упал. Я успела выскочить из седла и отделалась только небольшим ушибом, а не отдавленной ногой. Конь дернулся раз, дернулся два, не смог встать. А я давай его еще и успокаивать, а то мне все казалось, что он сейчас по камням дальше соскользнет. Держу его голову и зову инструктора. Саша быстро поставил коня на ноги, и мы продолжили спуск дальше.
Прошли альпийские луга, где так и хочется проскакать галопом (но сейчас мешали арчимахи). А дальше мы оказались в Долине Девяти Озер. Озерки не большие. Из них ничего не втекает и ничего не вытекает. Возможно весной, когда тают снега, они выглядят намного внушительней. Все время, пока мы шли по долине, шел дождь (то лил как из ведра, то моросил, словно осенью), но его конечно не хватало, чтобы заметно пополнить озера.
Саша нам показал, как выглядит трава Золотого Корны, так что теперь мы сами сможем его найти в разнотравье.
В долине мы спрятали наши веши, и уже налегке поскакали к Суйгуношевскому водопаду. Дорога до водопада настолько живописна, что от постоянного кручения головой в разные стороны, начинает кружиться голова и можно свалиться с коня. Но это крайне противопоказано – тропа проходит вдоль обрыва. И чтобы голова не кружилась лучше всего смотреть в сторону вершины, но так можно пропустить все самое интересное.
После такой дороги водопад кажется просто райским уголком. Воздух пропитан брызгами, рокотом воды и солнечными лучами (как раз выглянуло наконец-то солнышко). Весь водопад метров 10-12. Ниже по долине бежит бурная речка.
Мы, естественно, бросились его фотографировать, и сами полезли к самой воде. Там же мы вырыли Золотой Корень для вечернего чая.
Обратный путь шел той же дорогой, но сейчас она уже не казалась такой страшной. Если прошли раз, пройдем и еще раз.
Поступило предложение спуститься к снегам, но что-то мы не сговариваясь все трое отказались. Такого путешествия как к водопаду на один день вполне достаточно. Стоило нам вернуться к вещам, как солнышко скрылось за тучкой и стал приближаться очередной дождик. Мы все же сначала перекусили консервами и хлебом, и только потом двинулись в дальнейший путь.
До места, где нам была обещана ночная стоянка, оказалось ой как еще долго. Тропа шал вверх- вниз, вверх-вниз. Горные кручи, обвалы, коряги и бревна. И мы через все это прошли. И какая нас ждала радость, когда мы оказались на месте ночевки под горой. Сразу к костру – и греться. Просохли, согрелись, тогда можно и делами заняться – палатки поставить да еду приготовить.
День шестой.
Проснулись мы от холода, сырости да еще от того, что под нами был корень кедра. Ужасно неудобно спать на корне.
Погода, как и вчера – туман и дождь. Но что делать? Надо идти, выбираться из гор. Собрались, сели на коней, поехали.
Сегодня нас ожидало главное испытание – брод через раздувшуюся от дождей Чемалку.
По пути зашли в старую заброшенную избушку посмотреть выбеленные временем и погодой оленьи рога. А там вокруг избушки черники видимо-невидимо. Набрали мы банку черники на компот, умылись в горной речке, впадающей в Чемалку, и пошли дальше.
Вот и брод. Я-то думала река широкая как Катунь, быстрая, как горный ручей, глубокая, так что коню плыть придется, а оказалось, что мы эту Чамалку уже раза два переходили выше по течения пока сюда шли. В самом глубоком месте воды действительно оказалось коню по брюхо, ну и быстрая она, как и положено горной речке и камней много. Но почему-то совсем не страшно. Все перешли речку. Даже собака справилась. С этого момента начались бесконечные подъемы и спуски, подъемы и спуски. Кони от работы взмокли, от них так пар и валит. Бедняжки аж останавливаться стали. Постоят, вздохнут, и пойдут дальше вверх.
Дорога вниз – конь отдыхает.
Остановились на одной из вершин. Оттуда видно место, где останавливались сегодня на ночь. Однако, далеко мы ушли. Но оказалось, что это еще не конец нашего дневного перехода. Еще одну гору перевалили, вот только тогда в избушке встали на ночлег.
Это наша последняя ночь в лесу. Завтра спустимся на Развилы. Жаль, что все кончается. Хорошо бродить по горам с приятной компанией.
День седьмой.
Спали мы в это день до обеда. Еще не успев вылезти из спальников, принялись подкармливать мышей, живущих в избушке. Мышки бегают по бревнам из конца в конец, но иногда они срываются и падают на спящих на нарах. Так и произошло. Одна мышка свалилась на Майю и разбудила ее. Вот мы и стали их кормить.
Кони в это день совсем не хотели работать. После двух дней тяжелых переходов, они расслабились и предпочитали оставаться на о этом месте подольше. Сивка даже посмел укуснуть Сашу, когда тот его стал седлать.
Медленно мы спускались с горы. Дик, желая отплатить за пропитание во время похода, поймал куропатку. ЕЕ мы привезли на Развилы, правда времени на приготовление у нас не было.
Еще Саша слазил на кедр и достал нам по молочной кедровой шишке. Вообще кедровые орехи поспевают в конце августа – сентябре, тогда бригада из деревни поднимается в горы в какую-нибудь избушку и заготавливает орех. Такие мета легко найти по кучам переработанных шишек. На таких отвалах можно найти маленькие проросшие кедры.
Вот мы и на Развилах. Здесь готовится к походу в горы еще одна группа туристов. Мы их успокоили, убедили, что кони умные, сильные, выносливые, хорошо держат равновесие.
Мой конь все еще был не расседлан, и, пока ждали машины, я решила покататься. Вверх по дороге в горам галопом – обратно рысь.
А потом мы долго ждали, пока спустится с гор начальник турбазы.
Наконец нас всех погрузили в машину и отвезли на вниз в Еланду. Там уже ждала горячая баня и постели в доме.
День восьмой.
День отъезда. Как ни жаль, а билеты обратно в Москву уже на рука. Надо ехать.
После утреннего чая и пирожков мы сходили вниз к Катуни, полазили по торчащим из воды скалам. Был там и почему-то недостроенный мост через реку.
Саша нам рассказывал, что гора на той стороне реки, если отойти подальше, очень похожа на спящего дракона. Действительно дракон положил голову на землю и спокойно спит. Его спиной гребень торчи голыми скалами, а плавно изогнутый хвост направляет реку в обход спящего дракона.
Пришла за нами машина до Бийска. По дороге мы несколько раз останавливались – то посмотреть огромный камень, вывалившийся на дорогу, то там, где чудесный вид на реку и горы по ту сторону, то купить горного алтайского меда, то испить воды из источника.
Вот и поезд. Пора. Прощай Бийск, может еще свидимся.