Символика журнала


А. Антонеску 

Легко ли стать частью новой Европы

В ноябре этого года в Украину приезжала представительница Совета Европы проверять, как соблюдает наша страна принятый ею - добровольно - мораторий на применение смертной казни. Недели полторы мадам из Страсбурга не могла понять, что происходит. Для нее было просто поразительно, что высшие официальные лица государства говорят прямо противоположные вещи и невозможно уяснить, как все обстоит на самом деле. Но все-таки: назвался груздем - полезай в кузов. Если государство стремится интегрироваться в образующуюся на наших глазах новую Европу - а официальная политика Украины именно такова, - то стоит посмотреть, каковы же формирующиеся прямо сейчас европейские стандарты равных прав для людей разной сексуальной ориентации.

Законы, запрещающие добровольные гомосексуальные отношения, были отменены в странах Западной Европы уже давно, по крайней мере в период существования Европейского Экономического Сообщества. Теперь эта, преимущественно экономического направления организация, сменилась набирающим силу политико-экономическим объединением - Европейским Союзом. Почти все страны Западной Европы вошли в него; уровень развития этих стран - экономического и социального - весьма сильно различается: от вполне благополучных либеральных Дании и Германии, к примеру, до относительно бедных и консервативных Португалии и Греции. Впрочем, есть определенные критерии, некий нижний уровень экономического развития и политических свобод, которыми должна обладать данная страна, чтобы претендовать на вступление в ЕС. Про Украину пока, к сожалению, нечего и говорить - бедные мы, - но даже Турция, входящая в НАТО, не проходит в ЕС в первую очередь в связи с состоянием прав человека. Недавно там была закрыта без всяких объяснений единственная на всю страну геевская программа на радио - но это показывает, что она там, по крайней мере, существовала некоторое время. В общем-то в настоящий момент главным в борьбе геев и лесбиянок (для краткости будем именовать всех геями - этот термин, в принципе, относится к обоим полам) за свои права является достижение реального, а не на бумаге, равноправия и уважения в обществе. Но отдельные законодательные положения (или их трактовки), ущемляющие права геев в сравнении с их гетеросексуальными согражданами, все же еще остаются практически везде. Именно в этой сфере в Европе сейчас происходят существенные, если не сказать революционные, изменения.

"Кто единственные оставшиеся люди, стремящиеся попасть в армию и вступить в брак? Гомосексуалисты." (юморист Фрэнк Лебовиц). В этой шутке содержится немалая доля истины. Конечно, в нашей стране проблемы у геев в большинстве своем совсем другие, которые на западе просто уже в большой степени решены. Но, как известно, осетрина не бывает второй свежести - так и права человека. До недавнего времени гомосексуальное партнерство было узаконено только в скандинавских стра-нах - Швеции, Норвегии, Исландии, Дании (в том числе отдельно и в ее автономной области Гренландии - а что, эскимосы тоже люди!) - и в Нидерландах. Парам предоставлялись практически все супружеские права, кроме усыновления детей. Существенное значение имело совместное владение имуществом, права наследования, налоговые и прочие льготы для семей. В остальных европейских странах такое если и было в перспективе, то в весьма отдаленной. Но, похоже, с разрушением берлинской стены, начали рушиться и привычные стереотипы традиционалистских культур. В настоящее время законы о партнерстве находятся на разной степени рассмотрения или даже принятия в Финляндии, Франции, Испании и Португалии; предполагаемое партнерство во Франции и существующее в Нидерландах будет распространяться и на гетеросексуальные пары; Нидерланды уже обсуждают, а Швеция планирует приступить к обсуждению возможности предоставления последнего отсутствующего у гомосексуальных пар права - права на усыновление детей. Собственно, после этого институты традиционного брака и узаконенного партнерства будут отличаться разве что отсутствием церковного венчания в последнем случае. Впрочем, и тут не все безнадежно для протестантов. Существует множество небольших церквей и церковных объединений, допускающих венчание для геев; теперь же уже и крупные церкви - в основном лютеранские, епископальные и реформатские - всерьез рассматривают этот вопрос. Одна из австрийских церквей разрешила принятие геями священства и их венчание, однако еще неясно, не приведет ли это к расколу самой церкви.

Особенно удивительно наблюдать происходящие изменения в Португалии - вероятно беднейшей из стран ЕС, к тому же отличающейся консервативной общественной моралью и сильным влияние католической церкви. В 1996 году в стране появилась первая геевская организация, а уже в 1997 в Лиссабоне прошел крупнейший (по крайней мере по количеству представленных фильмов) фестиваль геевского кино, проходивший при содействии мэрии города, открылся культурный Центр геевско-лесбийского сообщества и, как уже было сказано, готовится к принятию закон о партнерстве. Кстати, в нашей соседке Венгрии в 1996 году принят закон, предоставляющий геям право на обычный гражданский брак - кроме права на усыновление; в Нидерландах полный брак для геев - не особое партнерство - ожидается быть узаконенным в апреле 1998.

Как всегда, свои собственные представления имеет Великобритания. Страна, добрая половина известнейших деятелей культуры которой - от Шекспира до Грэма Грина - по крайней мере подозревались в гомосексуализме, как обычно довольствуется неписанными законами. На практике гомосексуальная жизнь процветает в крупных городах и университетских центрах, открытые геи получают ордена и дворянство, но законодательно узаконить равноправие в этой сфере парламент не торопится. Все-таки придется: по иску одного британского студента Европейская комиссия по правам человека признала нарушением таких прав неравный возраст согласия на территории большинства частей Соединенного Королевства, а по иску группы бывших военнослужащих Европейский суд по правам человека обязал правительство Великобритании принять меры к устранению полного запрета (последнего среди стран НАТО, кроме Турции) на службу геев и лесбиянок в вооруженных силах (тем временем, кстати, британская разведка MI-5 сняла многолетний запрет по приему на службу гомосексуалистов). И британскому правительству, как, кстати и правительству Кипра, приходится уговаривать депутатов принять законы, соответствующие новым европейским стандартам. На основе упомянутых комиссии и суда вскоре образуется новый Европейский суд по правам человека с расширенными полномочиями, хотя, кстати, и сейчас любой гражданин Украины может подавать жалобы в существующие европейские органы по правам человека - Украина обязалась прислушиваться к их рекомендациям.

Наконец, в проекте нового Европейского договора, который станет чем-то вроде Конституции новой объединенной Европы (пока только Западной, но она уже подступает к самим нашим границам), сказано прямо: "...Совет, действуя единогласно на основе предложений Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом, может принимать соответствующие действия для борьбы против дискриминации, основанной на признаке пола, расового или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации". Хочется того кому или нет, а единственный видимый путь к лучшей жизни лежит к западу. Если раньше все дороги вели в Рим, то теперь они идут дальше - в Люксембург, Страсбург и Брюссель.
 
 

Содержание  Главная страница  Следующая статья
1