Неподдельный интерес со стороны науки проявляется по отношению к тем особенностям поведения человека, которые с точки зрения общественной морали или религиозной этики считаются недопустимыми, вредными и опасными. Гомосексуальность как раз и является одной из таких особенностей, изучением которой весьма интенсивно занимаются ученые многих стран мира. Генетические исследования гомосексуальной ориентации - их ещё часто называют исследованиями "генов гомосексуальности" - всегда вызывали ожесточенные споры не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Эти исследования длятся уже более ста лет, но особенно находки последнего времени привлекли к ним пристальное внимание.
Научное исследование сексуальной ориентации прошло несколько стадий. Первое направление включало поиск доказательств сексуальной ориентации человека в таких морфологических характеристиках тела, как количество волос на лице, размерах внешних половых органов и отношении ширины плеч к ширине бедер. Сегодня же морфологические исследования стали более изощренными, переключились на изучение нейроанатомических структур.
При подобном исследовании обычно предполагают, что сексуальная ориентация имеет две характерные формы: одна связывается с мужским полом, другая - с женским. Исследователи, которые исходят из подобного предположения, ожидают, что отдельные особенности в структуре головного мозга или физиологии индивида будут соответствовать мужскому типу, что приводит к половому влечению к женщине (свойственному гетеросексуальным мужчинам и лесбиянкам) или женскому типу (свойственному гетеросексуальным женщинам и геям). Однако, это предположение научного обоснования не получило.
Другой ранний подход искал доказательства сексуальной ориентации человека в его эндокринной системе. Идея состояла в том, что у мужчин-гомосексуалов андрогенов (мужских половых гормонов) меньше или больше эстерогенов (женских половых органов), чем у гетеросексуальных мужчин, а у лесбиянок, соответственно, наоборот. Однако подавляющее большинство работ в рамках этой теории оказались не в состоянии продемонстрировать хоть какую-нибудь связь между зрелой гормональной системой и сексуальной ориентацией.
Согласно существующим гормональным теориям сексуальной ориентации, геи и лесбиянки на ранней стадии развития подверглись влиянию нетипичного для них уровня гормонов. Такие теории упорно ссылаются на наблюдения, что изменение гормонального уровня у грызунов на ранних стадиях развития приводит к изменениям в головном мозге, вызывающие изменения в соотношении между мужскими и женскими стереотипами брачных игр в более позднем возрасте. Перенос поведения грызунов на явления психики человека, тем не менее, весьма проблематичен.
Так как поведение человека зависит не только от его генетических структур, но и от внешних, социальных условий, то исследования стали включать в круг изучаемых вопросов влияние и взаимодействие этих факторов на процесс формирования сексуальной ориентации.
Широко известная работа Бэйли (Bailey) и Пиллара (Pillar) основывалась на наблюдении за братьями-близнецами.
В частности, исследования показали, что у однояйцовых близнецовых пар сексуальная ориентация братьев совпадает (оба близнеца либо гетеросексуальны, либо гомосексуальны) в 52% от общего количества исследованных, в то время как у неоднояйцовых братьев эта цифра составила 22%.
Учитывая тот факт, что однояйцовые близнецы имеют одни и те же условия семейного воспитания и генетический набор, половинное несовпадение сексуальной ориентации у них свидетельствует о том, что условия внешней среды делают значительный вклад в её формирование. Однако, значительно более высокое число совпадений сексуальной ориентации у однояйцовых пар по сравнению с разнояйцовыми, указывает на то, что одинаковый генетический набор также влиял на её формирование.
Данные, полученные в ходе этих исследований, показали, что сексуальная ориентация - это результат взаимодействия генетических факторов и социальной среды. Эти факторы могут находиться во взаимодействии, не просто дополняя, а резко усиливая друг друга.
Опыт с близнецами можно отнести к разделу социобиологических исследований. Хотя теории социобиологического толка не страдают узостью и упрощениями, в конкретном случае - объяснить источники гомосексуальности они не в силах. Такое случается оттого, что невозможно точно выявить одинаковую комбинацию социальных и генетических факторов, влияющих на индивида, так как они будут различаться в каждом конкретном случае.
Более сложны по замыслу исследования, проведенные Хаммером (Hammer) и его коллегами. Они показали, что ген, с которым связана сексуальная ориентация, находится на участке q28 женской X-хромосомы (Xq28). Так как этот признак строго закреплен за определённой хромосомой, как говорят генетики "сцеплен с полом", вероятность того, что два сына получат от матери один и тот же Xq28 равна 50%.
В эксперименте Хаммера принимали участие 40 пар близнецов - геев. Но вместо ожидаемых 20 пар, от матери этот участок хромосомы получили 33 пары. Логично предположить, что все 66 мужчин из этих 33 пар обладают одинаковым Xq28. Однако, опыты показали, что аналогичные по строению участки хромосомы имеют только братья в каждой конкретной паре, которые не похожи на Xq28 других пар близнецов.
Подобные факты наводят на мысль, что специфического "гена гомосексуальности", который был бы присущ всей человеческой популяции, нет. На деле существует лишь участок, который встречается у ограниченного числа гомосексуалистов.
Даже если попытаться объяснить гомосексуальность таким способом, то всё равно необходимо разработать, или хотя бы предположить, несколько моделей, демонстрирующих, как гены влияют на её формирование. Распространение получили три подобных модели, которые так и остались на данный момент теоретическими, не получив должного научного обоснования. Вкратце охарактеризую каждую из них.
1. "Модель предписывающего действия" - гены и, возможно, другие биологические факторы воздействуют на сексуальную ориентацию на уровне связей между нейронами, закрепляя в них опыт поведения человека. В этом случае генетические факторы не ограничивают период времени, в течение которого опыт может повлиять на сексуальную ориентацию человека.
2. "Модель косвенного действия" - генетический код влияет на черты темперамента личности, от которых, в свою очередь, зависит то, как человек будет вести себя по отношению к окружающим его людям и как будет формировать и изменять свой личный опыт. С точки зрения такой модели, в одних социально-психологических условиях определенный вид генов (или их совокупность) может способствовать формированию гомосексуальности, в других - гетеросексуальности, а в третьих условиях вовсе не будет воздействовать на процесс формирования сексуальной ориентации.
3. "Модель прямого действия" - именно её придерживается большинство учёных. Согласно этой модели, гены и остальные биологические факторы влияют на структуры головного мозга (преоптическая зона коры головного мозга, гипоталамус, мозолистое тело) от которых зависит сексуальное поведение человека.
Один из вариантов "прямой модели" вызвал разговор о "генах гомосексуальности". Важно помнить, что гены сами по себе не в состоянии напрямую определять какое-либо поведение или психологические явления. Только через определенное количество промежуточных звеньев, генетический уровень влияет на поведение человека. Чтобы термин "ген гомосексуальности" обрел ясное значение, нужно предположить, что особый ген, возможно при помощи механизма регуляции уровня гормонов, находящемся в головном мозге, поддерживает желание вступать в половые отношения с лицами своего пола. Тем не менее, нет ни единого доказательства в поддержку такой простой и прямой связи между генами и сексуальной ориентацией.
|
|||