Представляем этих самых героев
Статья, которую вы держите сейчас в руках, а некоторые возможно даже и прочитают, посвящена одному вопросу, который в масштабах земного шара может показаться мелким, но для автора, тем не менее, представляет яркий и животрепещущий интерес. Прибегнув к советскому стилю, вопрос этот лучше всего назвать вопросом о моральном облике юного гея, причем под юным мы будем понимать молодого человека с претензиями на интеллигентность лет примерно до двадцати пяти. Казалось бы, нежный и милый возраст и его счастливые обладатели в принципе не могут пробуждать у окружающих чувства иные, нежели приятные. Но не тут то было - любой сторонний наблюдатель скажет, что с нашей молодежью что-то не то. Даже совсем не то. Какие-то наши юные геи не такие, подозрительно похожи друг на друга, разделяя при этом отнюдь не лучшие качества. В список претензий к новому поколению сразу напрашиваются:
1) Вялость, а лучше сказать, откровенная тормознутость. Что удивительно, она проявляется даже в вопросах секса, которые вообще в таком возрасте должны особенно волновать.
2) Серость и аморфность или точнее полная никаковость - никаких особенных интересов, никакой индивидуальности, вообще ничего запоминающегося, одни банальности
3) Пассивность и слабое сцепление с реальным миром. Очень и очень многие затрудняются объяснить, чего они вообще хотят - и от себя, и от других.
4) Естественно, такая невнятность компенсируется склонностью к бесплодным фантазиям, причем почти все они сделаны под одну копирку. Эти никогда не реализуемые мечтания служат, по-видимому, достаточной заменой активности.
5) Стереотипизация - та же общая на всех копирка или шаблон, по которому отлиты множество вещей, которые каждому человеку вообще-то положено иметь свои - представление о мире, о гомосексуализме вообще, о своих партнерах и себе. Шаблоны эти неизменно заимствуются из дешевых идей массовой культуры. Для примера откройте любую страницу с объявлениями о знакомстве. Ставлю 10 к одному, что вы прочитаете там об "общительном парне, обожающем веселые компании и без комплексов в сексе". Стоит ли говорить, что на практике дело оборачивается прямо противоположным образом?
6) И наконец к этому благоухающему букету нередко добавляется еще и откровенная корыстность, прямо-таки патологическая тяга к проституции, но сочетающаяся при этом все с теми же дешевыми фантазиями.
Что и говорить, любой по этому описанию тут же назовет пару-тройку своих знакомых, идеально под него подходящих (если у вас таких знакомых нет - поздравляем и приглашаем тогда пример посмотреть в приложении к этой статье). Увы, это явление не редкое. Тем интереснее попытаться понять, в чем его корни и решить два извечных русских вопроса - кто и что.
Тень дедушки Зигмунда
Прямо скажем, что недостатка в объясняющих теориях не ощущается. Особенной популярностью сейчас пользуются те, что произросли когда-то в начале века из некоей венской кушетки, что можно объяснить снятием пресловутого железного занавеса и жадным впитыванием новинок времен изобретения телефона и беспроволочного телеграфа. С образцом таких психоаналитических построений можно познакомиться, например, в пятом номере "Нашего мира" (М. Погорелый, "Большое одиночество геев"). Там мы найдем все классические хиты - трудное детство, проведенное в непрерывных конфликтах с родителями, так и неизжитые впоследствии детские комплексы, игры с девочками в скакалки, резиночки и классики и другие печальные обстоятельства, от которых "Оно", "Я" и "Сверх-Я" так и не смогли толком впоследствии оправиться. Давно и не мной было замечено, что теория, пытающаяся объяснить все, в результате не объясняет ничего. Конечно, и мы можем припомнить разные красивые выражения и свести к ним и пассивность ("отождествление с женщиной"), и корыстность ("анальный характер"), и даже никаковость ("конфликт бессознательных устремлений, парализующий волю"). Вот только загвоздка - разнообразными комплексами у нас может похвастаться процентов девяносто пять населения, очень немало людей посвятили свое детство конфликту с родителями, а некоторые так даже были любителями исключительно женской компании, за что получали от своих сверстников обидные прозвища типа "девчачий ополоник". Тем не менее, в конце концов они выросли и довольно удовлетворительно функционируют в качестве элементарных общественных частиц, не дураки заняться сексом, и, кроме фантазий, иногда еще кое-что и делают на самом деле.
С другой же стороны, все эти фрейдистские факторы как чисто личные и независящие от страны, должны на всех геев мира воздействовать более-менее одинаково и проявляться и в Африке, и на Огненной Земле, и в Америке. В Америке? Ну нет, в Америке геи не такие, они в свое время и полицию камнями закидали, когда та их уже сильно достала, и для защиты своих интересов они объединяются, и иллюзиями особыми не страдают. А советские их коллеги не то, что милицию камнями закидывать, они даже собраться вместе не могли и коллективно начистить ремонтникам рыло. А в новое постсоветское время те же самые коллеги свою зарплату, по полгода невыплачиваемую, у своих начальников потребовать не могут, что уж тут вспоминать о правах геев. Если в обнимку по улице ходить не разрешают - это еще пережить можно, а вот без зарплаты попробуй проживи - и что, Стоунволл начался? Тут и задумаешься - в комплексах ли Электры дело или в чем-то попроще и породнее.
Ну и в чем же дело? Может быть в биологии?
Внимательному читателю уже стало ясно, в какую сторону клонит автор, и чем он объяснит особенности наших родимых геев. Да, вы правы - именно этим. Но сначала все-таки небольшое отступление в сторону. Расскажем, откуда взялась эта вялость. Объясняется она просто - грубо биологическими причинами. Как установил Ганс Селье, любое неблагоприятное воздействие среды на живой организм приводит к стрессу, а стресс запускает реакцию адаптации или приспособления к условиям. Идет такое приспособление только в определенных пределах - это понятно, никакая адаптация не поможет выжить, например, в атомном реакторе. Если превысить эти пределы - если, скажем, приспособление длится слишком долго - организм начинает расходовать свои невосполнимые ресурсы и истощается. Наши геи такие вялые и безразличные к сексу просто потому, что, как и все граждане нашей уважаемой страны, не к ночи будь помянута, истощены непрерывной борьбой за выживание. Какой уж там секс, если кормиться одной картошкой. А геям ведь еще и половину своих чувств надо скрывать. Они конечно, еще не больные, но и здоровыми их назвать уже нельзя. Так говорит нам наука биология.
А кто же виноват в остальном?
Ну, это уже довольно просто. Конечно не детские комплексы, а наше унылое бытие и сомнительные общественные нормы. Ответ этот просто напрашивается сам собой, если посмотреть на проблему непредвзято, отрешившись от накатанных психоаналитических построений. Виновато ОБЩЕСТВО. Если этот ответ вам покажется слишком тривиальным - предлагаю подумать: почему пресловутый набор, описанный в начале статьи, сильнее всего проявляется и ярче всего выражен именно у геев? Ведь среднестатический подросток, при всей своей серости и склонности к неопределенным фантазиям, все-таки активнее, хотя бы только сексуально.
Правильный ответ, до которого, кстати, не так просто додуматься: мимикрия.
Молодые гомосексуалисты очень быстро догадываются, что свои наклонности особо афишировать не стоит, а еще лучше - от всех скрывать. Изо всех сил пытаются они замаскироваться, "кося под своих" - что на деле означает - воспроизводить худшие общественные стереотипы, наименьшее общее кратное социальной жизни, становясь таким образом святее самого папы римского. Таким методом геи превращаются во что-то типа увеличительного стекла, в котором сфокусированы все худшие приметы нашей современной жизни. Теперь уже легко свести все качества, описанные выше, к общественной жизни, концентратом которой они, собственно, и являются. Никаковость, говорите? Отсутствие ясных целей и даже минимальной активности? Так это общество наше не имеет никаких целей, кроме выживания. "Левые" глобальные цели давно и напрочь скомпрометированы неудачным построением коммунизма, "правые" - не менее неудачными реформами. В обществе, а значит и в жизни среднестатистического человека, отсутствуют всякие идеи, хоть слегка поднимающиеся выше желудка. Геи не знают чего хотят? А все остальные знают, чего хотят? Они что-то делают? Нет, все дружно и пассивно чего-то ждут - нового правительства, возвращения СССР, наступления коммунизма, прихода мессии, только не собственных дел.
Дешевые стереотипы? Так это из желтой прессы и бульварного телевидения. Другие источники информации ведь отсутствуют. Не из школы же ее черпать, и не дома, где обходятся обычно парой советских премудростей. И не от сверстников, самих мало в чем разбирающихся, зато с радостью прилепящих, если что, ярлык гомика. Вот и довольствуются мальчики нетленными образами а) Пенкина-Моисеева-Гнатенко = балаганного трансвестизма; б)Кину Ривза-Джеффа Страйкера = коммерческой мужественности и в) безымянных тружеников "Каталина Студио", в поте лица и других частей тела отрабатывающих получку, невзирая на скуку, усталость и подкрадывающуюся импотенцию.
О корыстности и распространяться долго не стоит. Это порок, разъедающий все социальные структуры. Какая там мораль, какая там любовь или дружба - деньги давай. Подумаешь, проституция - зато платят. И ответственность за себя можно при этом на кого-нибудь переложить.
И что же делать?
Максим Погорелый считает, что надо изменить отношение общества - не будет дискриминации, не будет и одиночества геев. Вообще-то такой совет подозрительно напоминает рекомендацию, данную Остапом Бендером Федору Никитичу Хворобьеву, которого одолевали сны на советскую тематику. Помните? "Как только советской власти не станет, вам сразу станет как-то легче". Тоже, кстати, по Фрейду. А если серьезно, самое главное уже сделано. На государственном уровне гомосексуализм больше не считается преступлением. Государству теперь все равно, с кем спят его граждане. КГБ тоже больше нет, да и ремонтники, честно говоря, тоже как-то повывелись, наверное, подались в рэкетиры. Все, господа геи, дальше уже сами. Общество не так относится, плохо воспринимает? - так это уже ваше личное дело это самое общество переубедить, и никто вам тут помогать не будет, поскольку никого больше тема сия особо не волнует.
Действовать надо, делать хоть что-то, а не предаваться коллективным фантазиям на тему "мы, геи, - самые творческие, утонченные и вообще крутые", каковые фантазии являются, в сущности, ничем иным как моральной мастурбацией. Это во-первых.
А во-вторых, надо объединяться, становиться настоящей группой, чтобы название "геи" относилось к чему-то целому, единому, сообществу, объединенному едиными целями, а не к абстрактному, чисто арифметическому, понятию суммы отдельных индивидов. Но любое общество невозможно без общения, и не случайно эти понятия однокоренные. Значит, нужно развивать связи между людьми.
Еще очень поможет изменение к лучшему экономической ситуации в стране. Но оно, увы, само тоже не произойдет.
И наконец, самое главное - надо выделяться из толпы, не бояться быть другими, не такими как все. И выделяться нужно вовсе не яркими тряпками и не своей голубизной, а тем, что Михал Сергеич именовал общечеловеческими ценностями - попросту быть лучше своего окружения.
Все это нелегко? Ну что ж, тогда будьте и дальше как все, и даже всешней всех, а свою тягу к лучшему замыкайте в тесном мире фантазий, пока она там не прокиснет полным разладом с жизнью. А жаловаться можете Господу Богу: выслушивать претензии по несовершенству мира - его профессиональная обязанность.
Благодарности
Максиму Погорелому - за отличную статью и умные мысли, хотя и не со всеми я согласен.
Жене Лещинскому и Вике Федотовой - за полезные и вдохновляющие дискуссии, в ходе которых было высказано немало интересных идей.
Приложение. Один из них
Это письмо было опубликовано в рубрике, посвященной знакомствам № 5-6 журнала "Один из нас". Его перевод на русский язык приводится в качестве наглядной иллюстрации психологических качеств современного гея. В квадратных скобках - мои комментарии.
"Я не гей, но и к мужскому интиму не безразличный. [Браво! Одна эта фраза стоит десятка исследований]
Сейчас у меня много проблем, а именно: нет денег, поскольку я без работы, нет друзей, верней, они есть, но видимся мы редко, поскольку у них свои семьи, а я сейчас не могу позволить себе создать семью. Друзей мне найти тоже нелегко, потому что я не курю, не любитель выпивок и дружить со мной неинтересно. [Весьма своебразное понятие о дружбе] Много знакомых из зависти к моему юридическому образованию не разговаривают со мной или говорят сквозь зубы [В образовании ли дело?]
Теперь сижу без копейки и никому не нужен. Очень одиноко мне и тоскливо. Вот и решил обратиться за помощью в "Один из нас" [Странноватый выбор для натурала, не правда ли?] Хотел дать объявление в "Контакт" в поисках спонсора, как теперь модно говорить [Почему не в какую-нибудь "Работу для всех"?], но подумал и решил, что мне нужен друг и советчик, который помог бы мне самому устроиться и зарабатывать деньги честным путем, и не абы какую сумму, а в соответствии с возможностями и специальностью - я молодой юридический специалист. [вот и фантазии начались - надежды на доброго дядю, мечты о больших деньгах] Поэтому хочу познакомиться с интеллигентным мужчиной гей-ориентации [натурал, ищущий спонсора-гея?] с высшим образованием, желательно юридическим, который поможет мне найти работу, который будет порядочным и честным человеком. Со своей стороны гарантирую полную конфиденциальность [зачем нужно скрывать обыкновенную дружбу?], уважение, дружбу, постоянство. Вообще я легко нахожу язык со взрослыми [читай - престарелыми]; не подумайте про меня ничего плохого: я имею в виду общение, а не секс [сам себя выдал]. Что касается моих друзей, то у них у всех есть жены или девушки [кажется, это мужской дружбе не мешает], со мной женщины тоже [?] скоро разрывают отношения, ведь они мечтают о семейном покое, а без денег я не могу себе позволить создать семью [деньги ли тут причиной, или особого желания нет?]
Возраст мой - за 25, хотя окружающие говорят, что с виду я моложе, чем на самом деле. Кто может мне помочь в поисках работы, бескорыстно - в обмен на дружбу и больше, пишите. [Какое трогательное бескорыстие со стороны автора письма!] Я с радостью подружусь с ним, независимо от его возраста. Мужчин, не умеющих скрывать свою принадлежность к секс-меньшинствам на людях и неискренних людей с целью навредить прошу не писать."
|
|||