Быть «голубым» или «розовым» нынче – не порок. И даже уже не модно. Мода – явление единичное, а бисексуальность – уже массового порядка. В наше время всяческой корректности главное – чтобы человек был хороший. В Голливуде сейчас бисексуалов принято поддерживать: в «Связи» подружки-лесбиянки обводят мафиозных мужиков вокруг их растопыренных пальцев. В «Свадьбе моего лучшего друга» первый красавчик объявляет себя прилюдно геем, и это звучит гордо, почти как гимн Соединенных Штатов. Теперь вот появился очередной фильм на «голубую» тему с двусмысленным названием «Туда-сюда».
Конечно, в наших условиях сюжетец «Туда-сюда» не прошел бы. Представьте себе: забытый Богом и людьми город Урюпинск, где все знают все обо всех. И вдруг урюпчане видят по телевизору своего бывшего земляка, который признается в любви своему родному городу и особенно – бывшему возлюбленному, местному учителю Егор Егорычу... М-да.
Но даже если напрячь фантазию и представить подобное, то реакция урюпинцев будет абсолютно та же, что и у жителей городка штата Индиана, где обитал американский Егор Егорыч – Кевин Клайн (не тот Клайн, чье белье рекламируют, а актер). Короче, житья ему, бедному, не стало. Уже три года как женатому и забывшему о том, что когда-то он имел дела любовные со своими учениками, ему об этом напоминают. Соседи перестают соль одалживать, телевизионщики понаехали... Куда бедному Клайну податься?!
Эта жестокая, на первый взгляд, комедия держала у касс кинотеатров Америки стойкие очереди. Что, опять же, говорит о том, что тема бисексуальности уже вполне обычна. Кевин Клайн в фильме – вообще набор стереотипов гея: он хорошо одевается, преподает драму и поэзию, любит Барбру Стрейзанд. Короче, натура утонченно-изысканная. Да и внешностью Клайна Бог не обделил. У него вообще со своим персонажем, Говардом Брэккетом, много общего. Сам актер, между прочим, закончил университет в Индиане, где изучают... драму. И журналисты долгое время атаковали красавчика на предмет его предполагаемой «голубизны». А он оказался самым что ни на есть «натуралом», женившись на актрисе Фэб Кейтс... Ну так ведь и Говард Брэккет был женат! Не по личным ли воспоминаниям поставлен фильм? Кто знает...
В своей холодной драме гонконгский режиссёр-вундеркинд Вонг Карвай тщательно исследует всепоглощающую любовь между двумя китайскими гомосексуалистами.
Теперь Вонг Карвай, утонченный киностилист из Гонконга, стал немного сдержаннее: если «Падшие ангелы» («Fallen Angels»), предыдущий фильм этого пользующегося сенсационным успехом режиссера, представлял собой просто визуальную «бомбу», то в «Счастливой паре» («Happy Together») Вонг отказался от своих любимых фокусов и экспериментов с камерой, чтобы сосредоточить все внимание на сюжете, который он разворачивает не спеша и со свойственной ему холодной отстраненностью, почти в документальной манере. Его тема – любовь и боль, утрата и вожделение, а саркастическое название картины «Счастливая пара», позаимствованное у группы «Turtles», как бы сыплет соль на сердечные раны его героев, которые столь отчаянно переживают разлуку. То, что в основе фильма лежит история однополой любви, на самом деле не важно, потому что зависимость двух людей друг от друга не зависит от их пола. В связи с этим стоит отметить смелость, с которой играют свои переполненные сладкой болью роли главные исполнители – постоянные актеры Джона Ву Лесли Ченг («Лучшее будущее») и Тони Ленг («Сваренный вкрутую»). Оба они у себя на родине в Гонконге пользуются громкой славой благодаря ролям в боевиках, а у Вонга Карвая они снимались в драмах «Дикие дни» («Days of Being Wild») и «Пепел времени» («Ashes of Time»). И вот теперь им приходится раскрывать всю глубину чувств и страданий двух измученных любовников – дело неблагодарное.
То обстоятельство, что местом действия своего фильма Вонг избрал не Гонконг, а Буэнос-Айрес, призвано подчеркнуть одиночество его героев. Силу и глубину этой меланхоличной и грустной кинобалладе придают впечатляющие эксперименты с черно-белой пленкой, осуществленные австралийским оператором Кристофером Дойлом. постоянно работающим с Вонгом.
На Каннском кинофестивале Вонг Карвай получил за этот фильм приз как лучший режиссер. И он вполне этого заслуживает, ибо владеет редким даром рассказывать историю, заполняя ее не пустой болтовней, а емкими, выразительными кадрами.
1. «Слуга» («The Servant»), Великобритания, 1963, реж. Джозеф Лоузи.
2. «Теорема» («Teorema»), Италия, 1968, реж. Пьер-Паоло Пазолини.
3. «Конформист» («II conformista»), Италия – Франция – ФРГ, 1970, реж. Бернардо Бертолуччи.
4. «Смерть в Венеции» («Death in Venice»), Италия – Франция, 1971, реж. Лукино Висконти.
5. «Кулачное право свободы» («Faustrecht der Freiheit»), ФРГ, 1975, реж. Райнер Вернер Фассбиндер.
6. «Лучший способ «ходки» («La meilleure facon de marcher»), Франция, 1976, реж. Клод Миллер.
7. «Клетка для чудил» («La cage aux folles»), Франция – Италия, 1978, реж. Эдуард Молинаро.
8. «Из жизни марионеток» («Aus dem Leben der Marionetten»), ФРГ, 1980, реж. Ингмар Бергман.
9. «Лабиринт страстей» («Laberinto de pasiones»), Испания, 1982, реж. Педро Альмодовар.
10. «Счастливого Рождества, мистер Лоренс» («Merry Christmas Mr. Lawrence»), Япония – Великобритания, 1982, реж. Нагиса Осима.
11. «Поцелуй женщины-паука» («Kiss of the Spider Woman»), Бразилия – США, 1985, реж. Эктор Бабенко.
12. «Вечерний туалет» («Tenue de soiree»), Франция, 1986, реж. Бертран Блие.
13. «Самораскрытие» («Coming Out»), ГДР, 1989, реж. Хайнер Каров.
14. «Давний партнер» («Longtime Companion»), США, 1990, реж. Норман Рене.
15. «Эдвард II» («Edward II»), Великобритания при участии Японии, 1991, реж. Дерек Джармен.
16. «Возмутительная игра» («The Crying Game»), Великобритания – Ирландия, 1992, реж. Нил Джордан.
17. «Свадебный банкет» («The Wedding Banquet»), Тайвань – США, реж. Ан Ли.
18. «Блю» («Blue»), Великобритания при участии Японии, 1993, реж. Дерек Джармен.
19. «Клубничное и шоколадное» («Fresa y chocolate»), Куба – Испания – Мексика, 1994, реж. Томас Гутьеррес Алеа и Хуан Карлос Табио.
20. «Дикий тростник» («Les roseaux sauvages»), Франция, 1994, реж. Андре Тешине.
|
|||