Виновник этого переполоха – известный боннский историк и биограф Карл Гуго Прюйс. Немцы высоко оценили его фундаментальный труд – биографию бессменного канцлера Гельмута Коля. Но последние 10 лет Прюйс посвятил изучению личности Гёте. И теперь он готов выйти на площадь в маленьком городке Веймаре и прилюдно заявить: "Великий Гёте был гомосексуалистом!"
Прюйс уверен в этом на все сто: "Тысячи биографий великого писателя должны быть переписаны заново. Гёте впервые познал женщину в 40 лет. При этом желания у него не было и в помине – его просто заставили это сделать..." Немецкий историк полагает, что брак Гёте ни в коей мере не свидетельствует в пользу его гетеросексуальности. Ведь Оскар Уайльд тоже был женат и даже имел двоих детишек, но душа-то его стремилась к мужчинам!
Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить психологические типы Гёте и его жены – Кристианы Вульпиус. Писатель отличался полной сексуальной неграмотностью, а Кристиана – сверхактивностью подобного же рода. Она была на 16 лет моложе Гёте – их встреча произошла, когда ему было 39. Они жили вместе 18 лет, не заключая официального брака. Их сожительство мало напоминало семейные отношения – у каждого была своя комната, и Кристиана главным образом занималась домашним хозяйством.
Свой приговор Прюйс вынес после того, как тщательно проштудировал тысячи писем писателя, воспоминания его друзей и современников. В одной из монографий начала века он даже обнаружил специфическую главку, касающуюся отношения Гёте к однополой любви.
По мнению Прюйса, единственный сын Гёте (четверо детей умерло во время родов), по всей видимости, был зачат не им. "У Гёте не было и не могло быть серьёзных отношений с женщинами, – настаивает историк. – Зато в связях с мужчинами он состоял не раз. В молодые годы он разорвал помолвку с девушкой, зато во время его путешествия по Швейцарии главным его развлечением было купание голышом в озёрах в компании ровесников мужского пола".
Не сомневайтесь, "революционное" заявление Прюйса было встречено в штыки литературными кругами Европы. Исследователю вменяют в вину то, что он якобы забывает о специфике времени. XVIII век был веком сентиментализма, и любовь к мальчикам могла нести не столько физический, сколько аллегорический, поэтический подтекст.
Ничего себе аллегория! Прюйс не желает идти ни на какие уступки – он стремится поставить все точки над "i": "Гете был "голубым! (Или розовым – в выборе цвета у нас с Западом существуют разногласия.) И все его творчество вышло из страсти к мужчинам".
Похоже, в карточной колоде мировой культуры произойдет еще одна перетасовка. Компания великих гомосексуалистов, в которую полноправно входят Платон, Леонардо да Винчи, Петр Чайковский, Оскар Уайльд, Жан Кокто, может расшириться за счет нового достойного члена – Иоганна Вольфганга фон Гете.
|
|||