Вернуться в библиотеку | ||
"У Господа один день, как тысяча лет,
и тысяча лет, как один день"
(2 Петр. 3, 8).
"Тысяча лет пред очами Твоими,
как день вчерашний"
(Пс. 89, 5).
"Нас, мертвых по преступлениям,
оживотворил со Христом... и воскресил с Ним,
и посадил на небесах во Христе Иисусе"
(Еф. 2, 5 - 6).
"Быв погребены с Ним в крещении,
в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога,
Который воскресил Его из мертвых"
(Кол. 2, 12).
"Это - первое воскресение"
(Откр. 20, 5).
Во всех общинах пятидесятников в нашей стране и за рубежом обязательно присутствует догмат о тысячелетнем царстве Христа со Своими избранниками. Он вошел в их "символ веры" ввиду того, что при возникновении этого протестантского толка в США в прошлом веке участники "Движения святых" ждали скорого конца света. Все знамения, казалось, были налицо. Недавно закончилась война между Севером и Югом. Повсеместно царили жестокость и разврат, сопровождавшие бурный рост американского капитализма. Газеты и журналы того времени (70 - 80-е годы XIX века) пестрили статьями и предсказаниями о Втором Пришествии Христа. Многих тревожило предсказание архиепископа Джеймса Ушера (1585 - 1656), указавшего дату светопреставления - с 1896 по 1901 год. "Неизбежность скорого Второго Пришествия для многих была очевидна, ибо кругом свирепствовали болезни, войны, преступления, эпидемии". Надо заметить, что сектантская среда является благодатной почвой для спекуляций множества "вдохновенных" прорицателей, постоянно держащих своих единоверцев в непреходящем эсхатологическом возбуждении.
Сам отец адвентизма Вильям Миллер дважды предрекал Второе Пришествие Христово. Первый раз в 1843-м, затем в 1844 году. Еще раньше, в 1832 году, таврические сектанты (п-ов Крым), ожидая явление Христа, распродали свое имущество и целыми семьями двинулись в Закавказье - встречать на горе Христа. В 1864 году кавказские молокане села Карабулах объявили о Втором Пришествии. Закавказские духоборы ожидали конца мира 29 июня 1895 года, когда, по их мнению, с неба должен был явиться их вождь Петр Колмыков, причем весь Кавказ должен был бы сгореть, а на его месте должно было бы устроиться духоборческое (тысячелетнее) царство.
В особом почете у русских сектантов было сказание о конце света "духовных" христиан молокан. Отметим хилиастические настроения как одну из причин быстрого распространения идей пятидесятников среди русского крестьянства. Правда, современные пятидесятники не назовут вам точной даты Второго Пришествия, но обязательно сделают акцент на этом.
Исповедуя хилиазм (от греч. chilias - тысяча), они ожидают перед концом света наступления тысячелетнего царства Христова на земле или на небе. Сами хилиасты внутри себя разделились. Одни убеждены, что Второе Пришествие Христа случится после тысячелетнего царства. Другие убеждены, что Христос возвратится до "тысячелетия". Именно последние имеют наибольшее число последователей, объединившихся в общины христиан евангельской веры, евангельских христиан в духе Апостолов, христиан веры евангельской.
В кратком вероучении ХЕВ записано: "Со Вторым Пришествием Христа начнется тысячелетнее царство". Такого же мнения придерживаются и субботствующие пятидесятники, но при этом они учат о земном характере этого царства.
Евангельские христиане пятидесятники-сионисты и евангельские христиане святые сионисты считают, что тысячелетнее царство начнется до Второго Пришествия. Церковь будет перенесена на территорию нынешней Палестины, где и утвердится царство Христа. Они настаивают на земном характере грядущего тысячелетнего царства. В противоположность им ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА утверждают, что искомое ими царство устроится на небе, куда будет восхищена и церковь в лице своих живых и воскресших единоверцев.
Свою позицию в этом споре занимают субботствующие пятидесятники, которые учат, что Христос придет прежде установления тысячелетнего царства (как и ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА), однако уточняют, что воцарится оно на земле (на этом стоят евангельские христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС) и евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС)).
ЕХПС и ЕХСС уверены, что в тысячелетнее царство войдут лишь те, кто во время Пришествия Христова будет в живых. Умершие пятидесятники воскреснут после тысячелетия и обретут Вечную Жизнь на Небе. Неверующим и всем "иноверцам" они обещают погибель от сатаны немедленно после суда, который начнется по окончании тысячелетнего царства.
Более умеренные в своих взглядах допускают, что по завершении сроков "царства" Господь отберет праведников, уверовавших в Него, но не принявших крещения Святым Духом, и они вместе с пятидесятниками войдут в Жизнь Вечную. К таковым они причисляют верующих иных протестантских деноминации.
В ревностном ожидании земного царства со Христом сектанты ЕХПС даже пытались переселиться на гору Сион в Палестине. Журнал "Христианин" в 1928 году писал о пятидесятниках Екатеринослава (ныне Днепропетровска): "В некоторых районах пагубное учение "трясунов" утихает и идет на низ, но в некоторых других местах оно делает вспышки, как, например, в селе Романовке (около г.Каменского). Там дух сказал одной женщине, что они должны уехать сейчас на Сион. Несмотря на холодную зимнюю погоду, почти все бричками стали отъезжать в неизвестном направлении, бросив дома, хозяйство. Их, конечно, задержали местные власти, и при медицинском освидетельствовании нашли некоторых из них нервнорасстроенными, почти душевнобольными, и под надзором милиции вернули назад в Романовку. Двое из детей замерзли".
Подобное случалось неоднократно в сектах хлыстов, скопцов, молокан, малевановцев.
Учение о земном тысячелетнем царстве ЕХПС и ЕХСС не имеет аналогов за рубежом. Это чисто русское явление, возникшее в результате смещения различных богословских толков сектантства. Вот как представляет тысячелетнее царство проповедник евангельских христиан пятидесятников-сионистов А.О.Дякун:
"При царстве Христовом на земле будут жениться и выходить замуж, и столетний старик будет как юноша... будут жить, не умирая, по тысяче лет. И народы вне царства Христова будут еще жить, но только те, которые милостивы, и те, которые покорятся Ему и будут чтить Его и служить для народа Божиего, давать и доставлять, что им только нужно будет. А беззакон- ники и все нечестивцы будут истреблены совсем, как говорит Писание".
Уже в пятидесятых годах "обладавший" даром пророчества руководитель секты А.Ф.Пластеев объявил о конце света. С неба сойдет огненный дождь и спалит местный завод, а с ним и грешный мир. Никто не спасется, кроме пятидесятников. Было велено продать все имущество - все равно все сгорит - и насушить сухарей. К сельсовету утром подойдет машина и всех увезет. Напрасно поверившие собрались в назначенный час - за ними так никто и не приехал. После чего Пластеев объявил: "По бесконечной милости Своей Господь Бог светопреставление на сегодня отменил. Радуйтесь и благодарите Всемилостивого. А про вещи не жалейте - то было вам испытание, и Бог никогда не забудет вашей верности".
Примечательно, что особенно много любителей ожидания кончины света было в сектах незарегистрированных пятидесятников. Пишут об этом и официальные органы Объединенного Евразийского Союза ХВЕ.
Сроки Второго Пришествия никому не известны. Об этом говорит Своим ученикам сам Спаситель. Отсутствует в Священном Писании и учение о тысячелетнем царстве, понимаемом в сектантском смысле.
Истоки этого учения сектанты видят в 20-й главе Откровения святого Иоанна Богослова: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет... И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20, 1 - 6).
Сектанты, однако, заблуждаются, относя это пророчество к будущим векам, ибо оно есть не только указание о будущем, но и повествование о настоящем. Только в этом случае пророчество открывает волю Божию и значение Его Промысла в мире. Так, большинство ветхозаветных пророков большей частью изъясняли для своих современников смысл Божьего Промысла, непонятного для людей. Об этом говорит нам само Писание, в том числе и книга Откровения. Ангел обращается к Иоанну: "Напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего" (Откр. 1, 19). Из чего следует, что Иоанн записал многое такое, что уже было в его время.
Очень часто причиной заблуждения сектантов является буквальное восприятие написанного. Слова Откровения, где сказано, что Ангел взял дракона и сковал его, нельзя понимать в буквальном смысле. Ангел этот, имеющий ключи от бездны, есть Христос, имеющий, как говорится в Откровении, "ключи от ада и смерти" (1, 18). Только Бог может иметь такую власть. Написано, что Господь Иисус Христос сковал диавола. Это значит, победил его, лишил силы, о чем в Писании есть множество свидетельств.
Апостол Павел в послании к Евреям пишет, что Христос для того воспринял плоть и кровь, чтобы "смертию Своею лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр. 2, 14).
Диавол господствовал над всем миром, над всем народом (Еф. 2, 2), введя в мир грех и грехом смерть (Рим. 5, 12). Господь победил диавола, уже лишил его власти над миром и людьми. Апостол Павел, имея это в виду, восклицает в первом послании к Коринфянам:
"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1 Кор. 15, 55). Апостол Иоанн говорит, что Христос для того и пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8).
Фарисеи обвиняли Спасителя в том, что Он творит дела Свои силой Вельзевула, на что Он отвечал: "Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?" (Мф. 12, 29). Это указывает нам на то, что Господь связал диавола, о чем сказано в двадцатой главе Откровения.
Сам Господь Иисус Христос говорит: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк., 10, 18). Точно так же и апостолы Петр и Иуда в своих посланиях одинаково указывают, что "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2 Пет. 2, 4).
Так, из Слова Божия совершенно ясно следует, что Господь уже связал диавола, низверг и заключил его в бездну. Это Он сделал Своим Пришествием, Своею смертью, Воскресением и Вознесением.
Пусть диавол как лев ходит вокруг нас, ища кого поглотить (1 Пет. 5, 8), пусть нам предстоит постоянная борьба с ним и его силами. Для нас, если мы вооружены силою Христовою, диавол должен представляться низверженным, обессиленным, заключенным в бездну. Итак, тысячелетнее царство уже началось с того времени, когда Господь связал диавола и основал Царство Божие на земле, т.е. Церковь Свою, которая и есть Царство Благодати. О нем и говорит Апокалипсис (Откр. 20, 1 - 6).
Тысяча лет - это не календарная дата. В Библии в повествовании о сотворении мира говорится, что был день и ночь, вечер и утро, день первый, второй, третий. Но кто станет утверждать, что до акта творения Земли и Солнца сутки были суть земными - в двадцать четыре часа? (Быт. 1, 5, 8).
Подобно тому, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 40). И возможно ли трехдневное пребывание Спасителя во гробе понимать в точном временном выражении - 72 часа?
Библия изобилует подобными условно-цифровыми определениями. Во Второзаконии сказано, что милость Его будет до тысячи родов (Втор. 5, 10). Нужно ли понимать это в точном значении цифры, а не в смысле особой продолжительности милости Божией, пока будет жить потомство праведных, достойных этой милости.
Нет, не должно воспринимать тысячу лет, упомянутых в Откровении, как обыденную хронологию. "У Господа, - пишет апостол Петр, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3, 8). У Творца Свой особый счет времени, не такой, как у людей. "Тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний", - пишет святой царь и пророк Давид (Пс. 89, 5).
Царство Христово уже началось, и тому есть немало свидетельств Священного Писания. Так, Спаситель говорит, что Царство Божие уже достигло нас, о чем учил и Иоанн Креститель, говоря: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Бесплодны ожидания сектантов какого-то очевидно явленного тысячелетнего царства. Царство Божие не придет приметным образом, оно внутри нас (Лк. 17, 19), и есть праведность, "мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17).
Упорствуя в своем заблуждении, пятидесятники указывают на повествование Откровения, где говорится о первом и втором Воскресении (Откр. 20, 5 - 15). Первое Воскресение, по их мнению, будет для ожидающих тысячелетнее царство.
Что ж мы, православные, знаем, что для вступления в начавшееся со Дня Святой Пятидесятницы благодатное земное царство Христово надо прежде воскреснуть от "воды и Духа" (Ин. 3, 5), пробудиться от греховного сна. Таинство Крещения поэтому в Священном Писании называют "нашим воскресением". Мы в крещении погребены с Господом Иисусом Христом и в Нем "совоскресли" верою в силу Бога, "который воскресил Его из мертвых" (Кол. 2, 12). Так, и в Послании к Ефесянам говорится, что Бог оживотворил со Христом нас, мертвых по преступлениям, и "воскресил с Ним" (Еф. 2, 1 - 6).
Православные верующие умерли для греха и воскресли со Христом. Это наша первая смерть и наше первое воскресение, о котором говорится в Откровении.
Вольные толкователи книги Откровения, сектанты, искажая смысл Писания, утверждают: блаженны и святы те, кто имеет участие в Воскресении первом, они второй раз уже не умрут, смерть над ними не имеет власти, но "они будут священниками Бога и Христа 1000 лет" (Откр. 20, 6), а вы умираете.
Во-первых, священниками и царями Священное Писание называет всех верующих во Христа уже в земной жизни; относят себя к таковым и сектанты. Во-вторых, для истинно верующего смерти в ее страшном духовном значении действительно не существует, ибо для него это только переход к вечной жизни. "Слушающий слово Божие и верующий в Сына имеет жизнь вечную" (Ин. 3, 36). Вот почему смерть апостол Павел называл приобретением (Филип. 1, 21).
Для истинно верующего смерть вторая (Откр. 20, 6), т.е. разлучение души с телом, не будет прискорбным событием. "Мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3, 13). После Второго Пришествия мы воскреснем с обновленной плотью, которая уже не будет подвластна болезням и страданиям.
Есть в сектантском учении о земном характере тысячелетнего царства и просто логические несуразности. Если им верить, то ко времени Второго Пришествия все грешники будут истреблены. Но кого же тогда будет обольщать сатана, который в конце 1000-летнего царства снова будет развязан и освобожден из темницы (Апок. 20, 7). Ведь здесь вполне определенно говорится о жителях всей планеты, находящихся "на четырех углах земли" (Апок. 20, 7).
Слово Божие ясно учит, что будет Воскресение мертвых с праведными и неправедными (Деян. 24, 15). Когда Господь придет во второй раз и воссядет на своем престоле, то соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31), которым должно предстать перед Судилищем Христовым и дать ответ за свои дела (2 Кор. 5, 10). После чего пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную (Мф. 25, 46).
Справедливости ради отметим, что в настоящее время пятидесятники (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) обходят молчанием догмат о тысячелетнем царстве. Много раз мне приходилось бывать на их собраниях, и не разу там не говорилось о тысячелетнем царстве. Тема эта, кстати, стала одной из причин раздоров и нестроений, долгое время препятствовавших объединению общин, о чем теперь они также предпочитают умалчивать. По-видимому, некоторые из них следуют наказу руководителя ЕХДА - Н.П.Смородина, завещавшего напоминать об этом только высокодуховным христианам.
Таким образом, учение о тысячелетнем царстве присутствует у пятидесятников чисто номинально, хотя некогда и было включено в сектантский "символ веры".
Кратка жизнь богословского догмата в любом сектантском толке и не исключение пятидесятничество - одно из самых эклектичных направлений протестантизма, "выстроившее себя" из многих положений иных религиозных движений.
Если довести суждение сектантов до логического завершения, то уместно спросить: а зачем тысячелетнее царство им, уже "спасенным"? Разве может какая-то тысяча лет сравниться с вечным пребыванием спасенных в Царстве Христа на Небесах. Может быть, поэтому и не греет это учение сердца пятидесятников. Похоже, что со временем и это их учение тихо отойдет в предание. Не случайно же в своде учений Христиан Веры Евангельской (ХВЕ, зарегистрированные), опубликованном в 1994 году, нет упоминания о тысячелетнем царстве, хотя в их документах, опубликованных от 1926 года, оно присутствовало.
Из предыдущего заблуждения пятидесятники закономерно впадают в последующее, согласно которому они не предстанут на Страшном Суде Христовом (а только пред "судилищем Христовым"), ибо повторяют: "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3, 18).
Как это не раз бывало, пятидесятники склонны толковать тексты Писания сугубо в будущем залоге небесной жизни, пренебрегая настоящей, земной. Для православного очевидно, что если он ведет благочестивую христианскую жизнь, то перестает быть в числе чад гнева Божия. Всякий же неверующий и невоздержанный не имеет духовной жизни, пребывая в духовной смерти. Ведь написано "неверующий осужден" (Ин. 3, 18), значит здесь речь о настоящем, а не о будущем.
Так же и слова "верующий в Него не судится" указывают на настоящий момент текущей жизни человека. "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, - говорит Господь, - на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24). Вполне очевидно, что здесь сказано о земной жизни, а не о будущей, равно как и о смерти духовной, но не телесной. И о суде здесь речь не о всеобщем - после Второго Пришествия, а о сегодняшнем суде перед собственной совестью и Словом Божиим. Сам Спаситель говорит: "Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы" (Ин. 3, 19).
Священное Писание со всей определенностью учит о всеобщем суде Христовом. Поистине удручающа духовная глухота сектантов, не разумевших слова Спасителя о том, что все покоящиеся во гробах "услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28 - 29).
О том же свидетельствуют и Апостолы. "Всем нам, - пишет святой Павел, - должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (Кор. 5, 10). "Все мы предстанем на суд Христов... Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим. 14, 10 - 12).
Пятидесятники самонадеянно утверждают - нас не за что судить, мы не творим грехов к смерти, а все остальные грехи не препятствуют достижению Царства Небесного. Словно и нет для них Божьего суда не только за дела, но и за слова и даже за помышления (1 Кор. 4, 5), о чем вполне ясно и определенно было сказано еще в Ветхом Завете. Праведный Екклесиаст об этом писал так: "Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно или худо" (Екл. 12, 13 - 14).
Вернуться в библиотеку | ||