Вернуться на начальную страницу Вернуться в библиотеку Напишите нам письмо
Предыдущий раздел К содержанию Продолжение следует

ГЛАВА III

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

В настоящее время существуют две большие группы общин пятидесятников — так называемые зарегистрированные и незарегистрированные.

Может возникнуть вопрос, почему сейчас, когда всем сектам предоставлена полная религиозная свобода, есть еще незарегистрированные объединения? И почему весьма многочисленные общины пятидесятников не спешат зарегистрироваться в Министерстве юстиции и получить все преимущества юридического лица. Чтобы разобраться в этом, совершим небольшой экскурс в бурную послевоенную историю пятидесятнических сект.

1. Объединение "сверху" пятидесятников (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) с Евангельскими Христианами-Баптистами (ЕХБ)

Предвоенные годы были тяжким испытанием для всех верующих нашей страны. В годы Великой Отечественной войны советское атеистическое правительство несколько ослабило свою жесткую опеку над религиозной жизнью народа. Тогда же и заметно оживилась деятельность различных сектантских течений, чему способствовала весьма гибкая политика немцев на оккупированных территориях.

В 1942 году в оккупированных украинских городах Александрии и Пятихатках пятидесятникам разрешили собирать своих приверженцев на съезды, где было принято решение о введении духовнопоучительных и воспитательных бесед в общинах. Местные пресвитеры были обязаны активизировать свою деятельность. Собор в Пятихатках констатировал, что на Украине действуют около 200 общин Христиан Веры Евангельской воронаевского толка, общей численностью около 5000 человек. Спустя год создано еще 152 общины, а общее число пятидесятников-воронаевцев перевалило за 6 тысяч человек.

С изгнанием оккупантов власти вновь запрещают деятельность этих сект. Но не это было причиной отказа им в регистрации.

В своей речи на Первом Всесоюзном съезде пятидесятников Р.Билас сказал: "В конце войны были восстановлены союзы баптистов (имелись в виду региональные союзы. — И.Е.), а евангельским христианам и пятидесятникам не было разрешено восстановить свой союз".

В 1944 году баптисты и евангельские христиане объединяются в союз, получивший название Церковь Евангельских Христиан-Баптистов (ЦЕХБ), во главе союза стоял Всесоюзный Совет ЕХБ (ВСЕХБ). Не без давления извне пошли на объединение баптисты и евангельские христиане, но, впрочем, и без серьезного внутреннего сопротивления. В вероучениях этих двух направлений протестантизма практически не существовало разногласий. Различными были только пути их проникновения и распространения в России.

Совет по делам Русской Православной Церкви (впоследствии — Совет по делам религий при Совете Министров СССР) предложил вступить в это религиозное новообразование пятидесятникам. Но объединение пятидесятников, пусть и с родственными течениями протестантизма: баптистами и евангельскими христианами, — представлялось весьма проблематичным, поскольку их вероучения по целому ряду положений были прямо противоположными и теоретически не допускали каких-либо компромиссов как со стороны пятидесятников, так и со стороны евангельских христиан-баптистов. И только угроза закрытия молитвенных домов заставила многих из лидеров ЕХБ дать свое устное заверение о согласии на объединение. Иначе обстояло дело с пятидесятниками, поскольку у них практически нечего было отбирать, ибо молитвенных домов государство им не предоставляло. Они были предупреждены, что за несанкционированные "Постановлением о религиозных культах" религиозные собрания к ним будут применены крайние меры. Это было недвусмысленным намеком на различные сроки тюремного заключения.

Многие общины отказывались от объединения с евангельскими христианами-баптистами, настаивая на своем праве создавать самостоятельный союз, однако их неоднократные обращения в различные государственные инстанции наталкивались на решительный отказ.

А вскоре последовали карательные санкции: собрания разгонялись, на верующих накладывались штрафы. Чтобы хоть как-то сохранить централизованную структуру управления и не оставить верующих без пастырей и духовных вождей, ряд руководителей пятидесятнических общин согласились вступить в навязанный им союз с ЕХБ на весьма унизительных условиях.

Как известно, центральным пунктом вероучения пятидесятников является положение о крещении Святым Духом со знамением языков. Но именно этот пункт отвергают богословы евангельских христиан-баптистов.

Ввиду этого согласившиеся на объединения пятидесятники (ХЕВ, ХВЕ) должны были "отказаться" от этого основного пункта своего вероучения, поскольку в смешанных общинах запрещалось "говорить языками". Таковы были решения предварительных консультаций по этому вопросу. На совместных совещаниях в августе 1945 года руководители общин ЕХБ и ХЕВ, ХВЕ, согласившихся пойти на объединение, условились, что их разделяет только подход к глоссолалии — учению о незнакомых языках как об обязательном признаке крещения Духом Святым.

Обе стороны согласились признать, что незнакомый язык без истолкования останется без плода, о чем ясно говорит апостол Павел (1 Кор. 14, 6—9, 28). Они обязывались воздерживаться от молений на языках в общественных собраниях ввиду того, что наряду с действием Святого Духа в собраниях могут иметь место явления, нарушающие благопристойность. От имени пятидесятников соглашение подписали: Бидаш, Панько, Д.И.Пономарчук и др. От имени ЕХБ — Жидков, Карев, Андреев и др. От ХЕВ в Совет ЕХБ был введен Пономарчук.

Отныне пятидесятникам предписывалось собираться на служения в молитвенные дома евангельских христиан-баптистов без права "говорить языками", что дозволялось лишь в домашней молитве.

Харизматики, объединившиеся с евангельскими христианами-баптистами, не имели права регистрироваться в объединенном братстве в качестве пятидесятников, но значились в нем как баптисты. В этот период они вынужденно сосуществовали в виде смешанных общин (состоявших из общих ХЕВ или ХВЕ и ЕХБ), причем таковых было большинство. Случалось, что общины состояли только из пятидесятников, входивших в союз с христианами-баптистами, а вывески молитвенных домов гласили, что это молитвенные дома евангельских христиан-баптистов. Для властей пятидесятников словно бы и не существовало. Даже Совет по делам религий при Совмине СССР в своих отчетах не приводил статистических данных о зарегистрированных пятидесятниках.

От объединения с баптистами отказался целый ряд пятидесятнических общин воронаевского и шмидтовского толка. Многим из них этот шаг представлялся как недопустимый компромисс, равносильный отказу от Христа. В самом факте насильственного объединения они справедливо усматривали давление государства, совершенно неприемлемое для верующих. На поддержавших августовское соглашение от 1945 года смотрели как на утративших благодать и отделившихся от Церкви. Вероучение воронаевского толка гласит: "Священное Писание ясно говорит: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13, 1) ... только в отношении служения Божия признаем недопустимым человеческое вмешательство, и мы отдаем кесарево кесарю, а Божие Богу". Однако вскоре против насильственного объединения стали выступать даже многие из тех, кто сначала поддержал слияние ХЕВ - ХВЕ и ЕХБ.

Группа во главе с А.И.Бидашем, еще два года тому назад подписывавшего августовское соглашение, развернула в 1947 году активную пропаганду за выход пятидесятников из объединенного братства. Так, на Днепропетровщине вышло из Союза с ЕХБ 38% пятидесятников, вступивших в него в 1945 году. Надо признать, что союз с евангельскими христианами-баптистами сводил общины пятидесятников до уровня жалкого придатка. Они лишались возможности проповедовать о крещении Духом Святым, об исполнении Им, о дарах духовных, им постоянно приходилось держать свое "слово и дело" в рамках "номенклатуры" ЕХБ.

Руководители общин пятидесятников после объединения вынужденно уступали свою главенствующую роль среди единоверцев. Лидеры ЕХБ не допускали усиления влияния пятидесятников ни в толковании слова Божиего, ни в проповеди его с кафедры. Несмотря на то что августовское Соглашение запрещало в собраниях "говорить языками" без истолкования, пятидесятники повсеместно нарушали это требование и, более того, вели энергичную проповедь о необходимости крещения Святым Духом. Это вызывало понятное раздражение руководителей евангельских христиан-баптистов, которые почувствовали себя хозяевами положения в отношении к пятидесятникам. В апреле 1946 года руководители ВСЕХБ обратились ко всем старшим пресвитерам с письмом, в котором говорилось: "Объединение, совершающееся на Украине, не сопровождается дружной, спаянной работой объединенных общин. Мы имеем сведения о прямом нарушении августовского Соглашения со стороны ХВЕ, как в смысле употребления незнакомых языков в общественных собраниях, так и в виде усиленной пропаганды омовения ног... Такое сознательное и часто упорное нарушение августовского Соглашения грозит расколом наших единых рядов и сеет смуты, разногласия и недоразумения в сердцах детей Божиих. Мы не для того открыли гостеприимные двери нашего дома для братьев и сестер ХВЕ, чтобы они, придя к нам, стали устанавливать свои порядки и дробить нашу единую семью".

Массовые нарушения пятидесятниками августовского Соглашения побудило руководителей объединения обратиться с посланием к своим братьям, в котором Д.И.Пономарчук отмечал: "Мы не можем пройти мимо некоторых явлений печального характера... просим прекратить такую "миссионерскую" работу в нашем объединенном братстве и не поднимать вопросов об иных языках и омовении ног. Мы имеем сведения о некоторых просто безобразных явлениях на местах, приписываемых Святому Духу, но ничего не имеющего общего с Ним". Например, рвали на себе волосы с искаженными лицами, размахивали руками, неистово крича на все собрание: "Крести, крести!" и т.п., в некоторых общинах отдельные бывшие христиане веры евангельской произносят "пророчества", "предсказывая" будущее. Такие "пророчества" недопустимы, ибо бесславят имя нашего Господа". Произносящие такие "пророчества" должны исключаться из нашего братства".

Порой на местах дело доходило до скандальных инцидентов. Так, регент Одесского хора Евангельских христиан-баптистов Тимошенко в результате внутримиссионерской деятельности пятидесятников, склонившись к их учению, принял крещение Святым Духом со знамением языков и стал проповедовать. А ведь он двадцать лет исповедовал учение евангельских христиан. Хотя августовское Соглашение 1945 года допускает такое крещение, руководители общины евангельских христиан были крайне возмущены случившимся. Пресвитер общины Ткаченко назвал это "безобразием" и "хлыстовством", а вернувшийся из служебной поездки старший пресвитер Одесской области Крапивницкий немедленно отстранил Тимошенко от должности регента. Опального регента поддержали "бывшие" пятидесятники, требовавшие его восстановления... Чтобы уладить дело и "восстановить единство", потребовалось вмешательство уполномоченного ЕХБ из Москвы.

Подобные инциденты отнюдь не способствовали объединению и вынудили немалое число общинников из ХВЕ расторгнуть Соглашение и покинуть "гостеприимные двери дома". Волна конфликтов между верующими поставила под сомнение саму возможность объедиения общин ХВЕ и ЕХБ. Тогда-то ряд лидеров-пятидесятников и решились на создание самостоятельных союзов, не дожидаясь разрешения государственных органов.

В 1948 году прошел съезд в Днепродзержинске, объединивший многие общины незарегистрированных пятидесятников. Дальнейшая активизация их деятельности приходится на середину 50-х годов, когда собирается ряд объединительных съездов. В 1956 году в Пятихатках (Днепропетровская область) незарегистрированный центр пятидесятников вырабатывает новую систему догматов ХВЕ, составленных епископом А.И.Бидашем еще в 40-е годы, и получившую название: "Вероучение — основание (Еф. 2, 20 — 21) Церкви ХВЕ, находящейся в СССР". В августе 1956 года в Харькове проходит Всесоюзный съезд незарегистрированных пятидесятников, предложивший новый бескомпромиссный курс в отношениях с властями, который вкратце был сформулирован в четырех основных положениях:

  1. отказ от каких-либо отношений с советскими государственными и общественными органами и организациями;
  2. игнорирование советских законов;
  3. отношение к военной службе — частное дело верующего;
  4. благотворительность, миссионерство, организованное обучение детей религии объявляются неотъемлемым правом церкви.

Подобные съезды проводились неоднократно и в последующие годы, например съезд в Тбилиси в 1960 году.

Предыдущий раздел К содержанию Продолжение следует
Вернуться на начальную страницу Вернуться в библиотеку Напишите нам письмо

1