Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - Архив 2001 года

Мнение № 14. РОССИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЫНОК, ОДНАКО В ОТНОШЕНИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЕЩЕ МНОГО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ. Интервью ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА «СИМЕСТ» (ИТАЛЬЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ КОМПАНИЙ ЗА РУБЕЖОМ) ЛУИДЖИ ДАНТЕ (Рим). (Журнал “Diritto ed Economia in Russia e nella CSI”, №2-3, 2001 г.).
 
+++++++++++++++++++++  текст статьи +++++++++++++++++++++++++++++++++

Накануне ежегодного заседания Совета по политическому, экономическому и промышленному сотрудничеству между Италией и Россией, которое намечено на середину декабря в Москве, мы попросили Луиджи Данте, генерального директора «Симеста», проанализировать нынешнее положение и перспективы сотрудничества в области предпринимательства и финансов между нашими двумя странами.

- Действительно ли что-либо изменилось в атмосфере отношений с Россией?

- Несомненно. Сегодняшней новизной, даже по сравнению с периодом в несколько месяцев назад, стали убежденность и общее мнение как в политической сфере, так и среди предпринимателей, о том факте, что отношения с Россией действительно становятся стратегическими. И в качестве таковых они должны восприниматься Италией. Короче, наша страна как система должна работать с Россией, и причем хорошо.

- В какой мере всему этому способствовала позиция, занятая Россией после событий 11 сентября вокруг «Башен Близнецов» в Манхэттене?

- Последовательные позиции и инициативы России в пользу укрепления политического и военно-технического сотрудничества с Западом в чрезвычайно тяжелой международной конъюнктуре, стали конкретным и ощутимым доказательством, которое, помимо принципиальных заявлений, при президенте Путине превратились в решительные шаги вперед. До такой степени, что теперь уже нет возражений против того, что можно идти очень далеко по дороге сотрудничества с Россией.

- И здесь Италия предстает в особенно благоприятной позиции...

- Стоит напомнить, что в то время как Италия сегодня, вслед за Германией, является вторым по значению торговым партнером России среди промышленно развитых стран, в сфере инвестиций мы занимаем лишь седьмое место. Поэтому сейчас необходимо направлять усилия на лучшее использование учрежденных инструментов, которые мы имеем в своем распоряжении - начиная с Итальянско-российского предпринимательского комитета, который становится значительно более активным под руководством Розарио Алессандрелло, особенно после поездки в Москву в апреле президента «Конфиндустрии» Антонио Д'Амато, до Двустороннего совета для политического, экономического, торгового и финансового сотрудничества. Помимо всего, стоит отметить стимулы и политические усилия, выраженные во время визита в конце октября в Москву председателя Совета министров Сильвио Берлускони после его длительной встречи с российским президентом Владимиром Путиным. Было бы ошибкой не придавать этому соответствующего эффективного продолжения.

- Тем не менее, инвестировать в России все еще не так просто, хотя и привлекательно...

- Самое важное - то что в последнее время практически отпали старые предрассудки, которые вдруг усилились после кризиса 1998 года, о том, что в России нельзя инвестировать. А отпали они на основе достоверных фактов и конкретных мер по улучшению российской экономики, а также инвестиционного климата, принятых в первые полтора года президентства Путина: это налоговая реформа, реорганизация управления, Земельный кодекс, ослабление ограничений в отношении предпринимательской деятельности - особенно это касается малых и средних предприятий, и тому подобное. Естественно, учитывая наследие прошлого и сильное внутренне сопротивление корпоративно-бюрократического типа, потребуется еще немало времени, прежде чем Россия во внутреннем плане начнет полностью отвечать западным стандартам. Но лед тронулся и процесс реформирования в сторону рынка пошел под прикрытием возобновленной политической стабильности, особенно вслед за последними годами относительной неуверенности.

- Действительно, Россия ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Что это означает?

- Прежде всего, это значит, что Россия намерена принять правила игры и полностью интегрироваться в международные торговые и финансовые потоки, среди прочего, глядя и особенно надеясь на развитие еще более тесных отношений с Европейским Союзом, с которым в этом году чистый торговый обмен значительно превысит 50 миллиардов долларов. Вероятное вступление России в ВТО в 2003 году принесет, особенно Италии, более легкий доступ ее товаров широкого потребления и других на рынок континентального масштаба. Уже сегодня этот рынок имеет позитивную контр-тенденцию с точки зрения мировой экономической конъюнктуры.

- Тем не менее, до сих пор существуют узлы, которые необходимо развязать для подлинной модернизации российской экономики и ее интеграции в мировую. Какие из них вы считаете наиболее важными?

- Помимо судебной реформы, которая встречает заметное внутреннее противодействие, я считаю приоритетом реформу финансовой системы. И здесь особенно мы находим довольно сложную и противоречивую ситуацию, характеризующуюся очень слабой ролью российского Центрального банка в области контроля дисциплины и финансовых потоков. И это несмотря на то что сам Центробанк провел успешную политику консолидации стабильности рубля (который в этом году повысит свою реальную стоимость на 10%) и в значительном увеличении валютных резервов (38,5 миллиардов долларов в середине ноября). С другой стороны, нам хорошо известно, что россияне обладают существенным восстановительным потенциалом и располагают огромными финансовыми ресурсами - по меньшей мере 40 миллиардами долларов «под матрасом», и капиталом до 150 миллиардов долларов за рубежом. Однако бегство капиталов хотя и уменьшилось по сравнению с прошлым годом, но продолжается темпами 20 миллиардов долларов в год. Сегодня в России существует недостаточное соотношение между реальной экономикой и финансовой системой, хотя некоторая часть капиталов и начинает возвращаться, а внутренние инвестиции заметно растут. Не случайно «риск Россия» снижается: агентство «Муди'з» прогнозирует новое улучшение рейтинга страны (сегодня В2), вероятно, в ближайшие шесть месяцев. Различные крупные российские предприятия уже имеют более высокий рейтинг (В1), тогда как в отношении Италии и ОЭСР Россия, как это предсказал в конце ноября в «Конфиндустрии» Джордже Теллини, генеральный директор «Саче», должна перейти с шестой в пятую категорию риска в период января-февраля 2002 года.

- С какими российскими банками расположена работать итальянская финансовая система?

- Конечно, это «Внешэкономбанк» и «Внешторгбанк», к которым добавляются «Сбербанк» и «Альфа-банк». С ними основные итальянские банковские группы заключают соглашения о финансировании малых и средних предприятий, но имеются и другие возможные банки, как «Московский Международный Банк» и «Гута-Банк». Проблема состоит в том, что мы считаем абсолютно неадекватными нынешние усилия по проведению подлинной финансовой реформы и превращению российской банковской системы в поистине внушающую доверие: по нашему мнению, именно в этом пункте все еще имеется отставание - так называемая «банковость» российских кредитных учреждений, особенно с целью финансирования на международном уровне проектов торговых и производительных инвестиций, все еще недостаточна. Взять, например, решающее время в отношении специфических проектов, которые могут затянуться на 12-24 месяца, что абсолютно неприемлемо, когда к тому же добавляются постоянные изменения состава персонала или собеседников с российской стороны.

- В таком случае, каково нынешнее положение относительно кредитных линий предприятиям на российском рынке?

- В тех рамках, которые я вам обрисовал, естественно, что итальянские банки после длительной паузы сейчас только начинают приходить в движение, хотя и с большой осмотрительностью. Полагаю, что сейчас, если не считать некоторых краткосрочных кредитных линий, в частности, для малых и средних предприятий, и кое-чего на средний срок в рамках линии «Медиобанка-Веб» (с потенциальными проектами в совокупности до 7-800 миллионов долларов) перспективы в отношении финансирования на три года все еще скорее ограничены. Риск действительно зачастую осложнен трудностью объективной оценки убедительности проектов, особенно долгосрочных, на российском местном и региональном уровнях, а также встречами с партнерами, порой не имеющими подлинного опыта или устойчивых прецедентов надежности и достижений в области экономики и финансов с точки зрения западных стандартов. С другой стороны, сама «Саче», учитывая недвусмысленные сигналы на политическом уровне, проявляет все более четкие признаки постепенной открытости российскому рынку. И даже «Симест» движется в правильном направлении, собираясь скоро подписать соглашение о создании совместной компании с «Внешэкономбанком» и «Внешторгбанком».

- Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

- В декабре «Симест» и «Банка Интеза Бчи», имея с итальянской стороны 80% капитала, и «Внешэкономбанк» с «Внешторгбанком» - 20% капитала с российской стороны, объединяются в качестве партнеров для реального создания смешанного общества по финансовым консультациям. Его главной целью будет «предоставление в высшей степени квалифицированных услуг по анализу и созданию специфических совместных предприятий и коммерческих проектов для заграницы между итальянскими и российскими компаниями, чтобы облегчить доступ к финансовым ресурсам как в России, так и на международных рынках». Во вторую очередь новое общество должно будет облегчать использование реальных возможностей бизнеса, а кроме того, любую другую деятельность, включая объединение предприятий для привлечения международных инвестиций и финансовых капиталов в проекты, которые упоминались выше. На первой фазе будет прощупываться почва с помощью «бизнес-скутинга», чтобы проверить реальные проекты для вмешательства финансовых компаньонов, например, находя итальянских партнеров, которые предчувствуют реальный потенциал развития в российских предприятиях на первой или даже более того - на второй фазе приватизации. Но другая линия деятельности обязательно касается российских региональных масштабов за пределами традиционных площадок в лице Москвы и Санкт-Петербурга, которые в последние два года систематически эксплуатируются различными миссиями и предпринимателями, нередко возглавляемые лично послом Италии в России.

- Имеются ли уже на стартовой площадке проекты для финансирования и в каких отраслях?

- Некоторые проекты, подлежащие финансированию, уже есть, и о них будет объявлено в первые месяцы следующего года: они касаются таких отраслей, как древесная и деревообрабатывающая, а также товары длительного пользования, начиная с электробытовых приборов. Хотел бы также уточнить, что наша деятельность не будет иметь каких-либо ограничений или предпочтений в области финансирования крупных инвестиционных проектов скорее чем мелких контрактов, более соответствующих мелким и средним предприятиям: очень часто, и особенно в России, сам рынок подсказывает или навязывает ту или иную формулу для присутствия.

- Вы упомянули российские региональные масштабы. Какой вид перспектив и присутствия вы можете предвидеть в этой сфере?

- О региональных российских масштабах уже говорят давно, и мы в «Симесте» с самого начала рассматривали это как надежную перспективу. Однако деятельность по эффективному распознаванию, можно сказать, только начинается, и ведет среди прочего к не всегда легкой оценке торгово-экономического потенциала, а также финансовым гарантиям государственных организаций и частных структур в самых различных зонах Российской Федерации -от Калининградского анклава на Балтийском море до сельскохозяйственных районов на юге и сибирских нефтяных зон, и так далее. Однако перспективы весьма интересны, особенно в секторах обновленного развития, куда уже направляется крупный российский капитал. Это агропромышленный комплекс, металлообработка и, разумеется, легкая промышленность и производство потребительских товаров.

Возврат к Разделу "Мнения - Архив 2001"

Возврат к Разделу "Мнения других экспертов"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта

1