Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - Архив 2001 года
Мнение № 2. Больше всего от кризиса 1998 г. пострадали крупнейшие российские банки, стоящие в центре российских финансово-промышленных групп (ФПГ), принадлежащих так называемым олигархам. Из 2500 российских банков в настоящее время продолжают функционировать 1500, однако, по мнению аналитиков, только 200-300 из них ликвидны. Самой большой ошибкой правительства было отсутствие реформ банковского сектора. Центральный банк продемонстрировал свою неспособность содествовать преобразованиям и скорее был готов потворствовать интересам влиятельных бизнесменов, чем заботиться о здоровье банковской системы.
Россия:
Жизнь во лжи
Обещания
провести банковскую реструктуризацию оказались
лицемерием. ...
“Я удивлен, что после девальвации ЦБ не установил временной администрации ни в одном из банков, и что ничего не было сказано о способности этих банков выплачивать их долги”, говорит Сергей Иванов, банковский аналитик брокерской компании Тройка Диалог. У таких банков как, например СБС Арго, лицензия была отозвана лишь 18 месяцев спустя после того, как он прекратил платежи и перевел все свои ценные активы в параллельные банки или оффшоры, на которые уже не могут распространяться претензии должников.
От девальвации выиграли лишь два небольших “олигархических” банка: Мост-Банк, контролируемый Владимиром Гусинским, российским Рупертом Мердоком, и Альфа Банк Михаила Фридмана. Именно эти два банка, в отличие от других, созданных для поддержки соответствующих ФПГ, сосредоточили свои усилия на развитии банковских услуг. Мост-Банку помог старый друг московский мэр Юрия Лужкова, разместив в нем часть средств городского бюджета. Это позволило банку предложить вкладчикам новые вклады с обнадеживающими названиями - "беспроигрышный" и "взаимовыгодный". С тех пор банк старается выжить.
Лучше других ФПГ пережила девальвацию Альфа. По мнению аналитиков, у него не было большого портфеля ГКО и срочных контрактов, поэтому ущерб от девальвации оказался минимальным. В последние несколько месяцев банк активно стремиться заполнить собой вакуум, оставленный его бывшими конкурентами. “Мы находимся в начале восстановительного процесса”, - говорит Максим Шашенков, начальник отдела продаж Альфа Банка. “У Альфа Банка высокий уровень капитализации, и имеет хорошие позиции”, - утверждает он. Рейтинг остальных банков выглядит по-другому. Собинбанк, имевший до кризиса свою небольшую нишу, теперь входит в пятерку крупнейших российских банков. Этот ранее мало известный банк в 1998 г. "Евромани" назвал одним из самых прибыльных банков в мире. Относительно быстрыми темпами стали развиваться и другие средние банки.
Единственной мерой государства по реформированию банковского сектора стало создание АРКО (Агентства по реструктуризации кредитных организаций). Идея впервые появилась после девальвации, однако, прошло еще девять месяцев, прежде чем эта организация была создана. И только в конце прошлого лета АРКО начала рассматривать ситуацию в наиболее проблемных банках - таких, как Российский кредит, Промстройбанк и СБС Агро. Положение АРКО упрочилось после того, как к его уставному капиталу в 10 млрд. рублей был добавлен еще 1 млрд. наличных рублей. Однако по оценкам ЦБ России, для реструктуризации российского банковского сектора необходимо более 100 млрд. рублей. “Кредиторы уже пришли к соглашению об условиях продажи обанкротившихся банков, просто потому что им уже нечего больше терять”, - считает Ким Искиан, аналитик Ренессанс Капитал. По его мнению, “создание АРКО - очередной обман о реструктуризации российской банковской системы”.
В России изменились не только названия банков, но и их роль в финансовой системе. В настоящее время и компании, и государство добились большего контроля над финансовыми потоками, - пишет авторитетный экономический ежемесячник.Так, например, Газпром перевел свои деньги из Национального резервного банка, банка Империал и некоторых других банков в свой собственный Газпромбанк. Эта акция уничтожила Империал и практически уничтожила НРБ, превратив Газпромбанк в один из крупнейших банков России.
Со своей стороны, государство, которое раньше охотно пользовалось услугами коммерческих банков, стало держать средства на счетах в подконтрольных ему банках. Так, например, в банке Еврофинанс оказались счета крупнейшего российского экспортера оружия Росвооружения и авиационного объединения МАПО. Еврофинанс вошел в первую десятку российских банков. Государство стремиться к большему финансовому контролю над экономикой, а предприятия ищут у государства защиты, прибегая к услугам “непотопляемого” Сбербанка, единственного российского банка, которому не грозит банкротство.