Символика журнала


Гомосексуализм в высшей школе.
Он есть и его нет.

(Интервью с бывшим студентом Луганского госуниверситета, ныне врачом-интерном Дмитрием Яковенко)

Андрей Маймулахин: Дима, скажи, сколько часов уделяется в медицинском университете проблеме гомосексуальности и секса вообще?

Дмитрий Яковенко: Очень мало. Помню, на втором курсе на философии было одно двухчасовое занятие на котором "проходили" теорию З. Фрейда. Представь, Андрей, на Западе во всех ВУЗах, даже не в медицинских, целый семестр изучают психологию сексуальности Фрейда.

А.М.: А на кафедре психологии, неужели там об этом не заходит речь?

Д.Я.: Кафедры психологии в Луганском медицинском университете, к сожалению, нет. Курс мед. психологии, опять же, "проходят" первокурсники на кафедре психиатрии, где весь уклон - в сторону грубой психопатологии. Практически не изучается нормальная психология и проблемы секса. Такое впечатление, что будущим врачам это не нужно. Хотя уже доказано, что большинство соматических болезней возникают от сексуальной дисгармонии. Проблема гомосексуалов за шесть лет обучения промелькнула только в лекции по СПИДу и в документальном фильме, созданном в 1960 г. и посвящённом статье 122 и венерическим заболеваниям у геев.

А.М.: Дима, а как относятся студенты-медики к гомосексуальности?

Д.Я.: Мнения самые разные. Один парень, будущий хирург, помню, говорил: "Была бы моя воля, всех голубых бы к стенке поставил!" Сейчас, уже в интернатуре, тоже слышу от врачей подобные заявления, в основе которых полное непонимание проблем сексменьшинств, низкий уровень знаний по вопросам сексологии и, к сожалению, низкий уровень культуры общества.

Есть конечно ребята, довольно лояльно относящиеся к гомосексуалам. Но в большинстве - обывательская точка зрения. Вспоминаю, как в беседе со мной молодая преподаватель, пишущая докторскую диссертацию, воскликнула: "Это же извращение!"

В целом считаю, что отношение к этой проблеме зависит от воспитанности, сдержанности, культуры человека. Но поднимать эту тему, говорить о ней, читать лекции в мед. университетах сегодня так же необходимо, как и изучать болезни.


Мы обратились с просьбой прокомментировать этот материал к врачу-психиатру Линеву Алексею Николаевичу, поставив дополнительный вопрос: люди медицинских специальностей, по идее, должны быть на голову образованней средней массы, хорошо разбираться во всех тонкостях человеческой психики, в разнообразии сексуальных проявлений и влечений человека. Однако, как показывает практика, очень большая часть медиков смотрит на людей гомосексуальной ориентации как и всё общество, с подозрением, нетерпимостью. Почему? Господин Линев любезно ответил на нашу просьбу, просив считать его письмо лишь мнением частного лица. Мы печатаем ответ с некоторыми сокращениями.


Вопрос, который затронут в интервью с моим коллегой, а затем в письме господина Маймулахина не прост. © Саша З.

Начну с общих, может даже банальных положений. Думается, что делать эдакого "супермена" из представителя любой специальности, будь то врач или горноспасатель, не следует - это не соответствует истине. Этот человек является членом более крупной социальной группы и черты психологии этой группы будут доминировать над профессиональными чертами.

Проанализируем проблемы взаимо-отношений пациента-гомосексуала с врачом, предварительно разделив пациентов-гомосексуалов на такие группы:

  1. Лица, скрывающие свою ориентацию и негласно поддерживающие интимные отношения с лицами совершеннолетними и такой же сексуальной ориентации.
  2. Лица, в силу своих убеждений декларирующие преимущества гомосексуальной ориентации перед гетеросексуальной, или создающие проблемы путем вступления в связь с молодыми лицами, не определившими ещё свою сексуальную ориентацию.
  3. Лица с аномалией личности, не способные скрыть своей гомосексуальной ориентации.
  4. Гомосексуалы, страдающие психическими болезнями.
Прежде всего эти отношения имеют историческую эволюцию. Действительно, в начале 80-х годов к гомосексуалу отнеслись бы с подозрением.

Сейчас первая группа пациентов с гомосексуальной ориентацией ни у кого из врачей не вызовет никаких особых эмоций.

Но... заболеваемость гомосексуалов, например, психическими болезнями, не изучена, во всяком случае в достаточной мере. Атипия сексуального развития такого человека и прессинг на него со стороны общества едва ли будет служить фактором, стабилизирующим его психику. Думаю, что лица с особенностями сексуальной ориентации нуждаются в большем внимании и заботе со стороны поликлинической медицинской и социально-психологической службы, чем гетеросексуальные лица. У меня есть основания полагать, что такую точку зрения разделит большинство врачей.

Вторая группа гомосексуалов вряд ли может рассчитывать на позитивную оценку большинства врачей. Здесь от многих коллег при беседе с ними на эту тему я слышал такое: "Если законодательство позволяет (не запрещает) пропаганду гомосексуальной ориентации, то тоже законодательство позволяет (не запрещает) её осуждение".

Но ни от кого из опрошенных мною коллег я не слышал даже мысли о необходимости какого бы то ни было прессинга по отношению к гомосексуалам. Между прочим, известную статью бывшего УК УССР все опрошенные мною коллеги категорически осуждали и подчеркивали равенство перед законом гомосексуалов и гетеросексуалов.

Третья и четвертая группы всеми опрошенными врачами расцениваются как больные, никто не осуждал их. Все подчеркивали их право на лечение.

Следующий вопрос - образование врача в вопросах сексологии в нашем университете. На первом курсе на кафедре педагогики студенты проходили курс общей психологии с занятием по сексологии, на третьем курсе в течение семестра они изучают медицинскую психологию с обязательным занятием по разбору вариантов сексуального поведения и проходят медицинский курс по сексологии и сексопатологии. На четвертом - изучают психиатрию с обязательным анализом вопросов сексопатологии.

Письмо хочу закончить конструктивно, подняв три проблемы. Нам необходимо:

  1. Хотя бы выборочное исследование состояния психического здоровья гомосексуалов.
  2. Анкетирование врачей для установления их отношения к особенностям сексуальной ориентации пациента.
  3. Организация проведения циклов психиатрии (конечно, включая вопросы сексопатологии) для врачей общей практики.

Линев А. Н., врач-психиатр высшей категории, стаж 19 лет, ассистент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Луганского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук.
 
 

Содержание  Главная страница  Следующая статья
1