Вернуться в библиотеку | ||
Всякая ересь и нестроения возникают в Церкви по мере оскудения любви в сердцах человеческих. Предшествуют этому самочиние и отвержение отеческих преданий, единственного источника правильного разумения Слова Божия. Так было и в последней четверти XIX столетия в США, когда в среде баптистов и методистов, некогда отколовшихся от единства Церкви и находившихся без благодатного покрова Всесвятого Духа, возникло движение пятидесятников, которое быстро начало распространяться по странам и континентам.
Все новое — это хорошо забытое старое, немного измененное и преподанное в ином свете. Так было и в этом случае. Идеи, выдвинутые пятидесятниками, не были чем-то совершенно новым. С подобным христианская Церковь сталкивалась уже на заре своего существования в лице монтанистов, которые появились в 50 — 60-е годы II века от Рождества Христова.
По свидетельству святого Иринея Лионского, основоположник еретического движения Монтан, грек по происхождению, родился около 130 года в Малой Азии. Был он человеком не слишком образованным, но склонным к сильным мистическим переживаниям.
Свое учение о снисхождении на человека Святого Духа Монтан заимствовал не из Церковного учения, а из гностических сочинений. В учениях гностиков Параклет (Святой Дух) выступает как посланец Творца, спаситель мира. Главное отличие монтанизма от других еретических течений состояло в поклонении Духу Святому и пророчествовании. Монтан выступил против Церкви Христовой с обличениями ее в бездуховности, в утере ею общения с Духом Святым, что выражалось, по его мнению, в утрате христианами чрезвычайных харизматических дарований Апостольского века.
Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что во время молений приверженцы Монтана и он сам впадали в состояние "исступленных речений", доходивших до "душевного бешенства". Александрийская Церковь объявила последователей Монтана бесноватыми. И тем не менее многие соблазнились этим учением, видя в нем легкий путь к "общению" со Святым Духом. Даже такой апологет христианства, как Тертуллиан (ок. 160 — 220), в конце жизни стал поклонником и распространителем монтанизма. Эта ересь, не одно десятилетие смущавшая умы верующих, была осуждена на Первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никее в 325 году.
Современные пятидесятники усматривают в монтанистах своих идейных предшественников, боровшихся с наступающим, по их убеждению, омертвением Церкви и угасанием в ней благодати Святого Духа.
После Реформации и выдвинутого Лютером учения о спасении только верою давно забытые идеи вновь воскресли в сердцах, жаждавших мистических переживаний. Ведь теперь не было никаких преград в толковании Слова Божьего. Каждый мог считать себя единственно правым в понимании Священного Писания.
В XVII веке в Англии возникло движение квакеров*,которое возглавил Джорж Фоке (1624 — 1691). Он выступил с учением, согласно которому истина постигается с помощью особого озарения Святым Духом, указывающим путь нравственного совершенствования. Углубившись в изучение Священного Писания, он решил, что истина обретается не в православии, католицизме или англиканстве, но в каждом человеческом сердце.
* Квакеры (от англ. guokers, буквально — трясущиеся) — первоначально это название применялось к ним в ироническом смысле. Их тела сотрясались в момент снисхождения "духа". В России квакеры впервые появились в XVIII веке в лице Квирина Кульмана. Распространения это заблуждение в российских пределах не получило.
Исходя из этого, он отверг все христианские деноминации и создал "христианское общество друзей", провозгласив его единственно истинным. Фоке непрестанно повторял, что каждый сам может приобщиться к истинной вере и божественной праведности. Особое значение он придавал говорению на иных языках и снисхождению Духа-Утешителя.
Так, журнал пятидесятников "Придет примиритель" писал о нем: "Фоке много путешествовал, проповедовал трясение и трясся сам. Он, как миссионер, побывал в Америке, Германии, Голландии, Индии и других странах". В результате бурной деятельности Фокса движение квакеров распространилось во многих странах Европы и Америки.
Другим проповедником глоссолалии* и жизни в Духе был Джон Буньян (1628 — 1683). В своих книгах он предостерегал, что не все способны понять суть обряда, как не понимали многие, например, истинных приверженцев Бога в Апостольские времена. Говорение на иных языках он называл мудрым речением во имя спасения души. Большой интерес его идеи стали вызывать после публикации и успеха у читателя его книги "Путешествие Пилигрима в небесную страну"**.
* Глоссолалия (от греч. glossa — непонятное слово, говорить). Термин обозначает "разговор" верующего с Богом на ангельском языке.
** При Карле Стюарте (70-е годы XVII века) баптист Джон Буньян был брошен в тюрьму, где просидел 12 лет, и там написал свою знаменитую книгу "Путешествие Пилигрима в небесную страну", переведенную на многие европейские языки.
В XVII — XVIII веках в Европе заметно оживился интерес к магии, алхимии и астрологии. Появилось немало мистиков и дальновидцев, подобно Сведенборгу, Лафатеру, вступавших в непосредственное общение с духами. Поскольку тогдашнее протестантское богословие и сухая католическая схоластика не всегда удовлетворяли ищущих напряженной духовной жизни, последние нередко пускались в опасные духовные искания.
В XVIII — XIX веках не без влияния масонства появляются новые разновидности "духовного христианства". Масоны идейно подготовили в Англии, Германии, Голландии и других странах Европы целый ряд общин, члены которых именовали себя "духовными христианами". Отметим, что именно Европа стала родоначальницей сект квакеров, иргвиниан* и других, практиковавших говорение на иных языках и учивших об озарении от Святого Духа.
* Иргвиниане — приверженцы и последователи Эдуарда Иргвина (1799 — 1834), который в 1826 году начал учить о скором конце мира и тысячелетнем царстве Христа. Их отличает тщательное воспроизведение формы и правил Апостольской Церкви, описанных в Новом Завете, а также вера в возможность снисхождения Святого Духа. Впервые секта проникла в Россию в середине XIX века. В 1857 году уже существовала община в Петербурге. Широкого распространения секта в России не получила.
До конца XIX века Европа представляла собой естественного и главного экспортера духовных идей, а молодые Соединенные Штаты находились в положении своего рода духовной колонии. В Европе возникли Ренессанс, а затем Реформация, здесь существовали всемирно известные духовные центры. Старый Свет по праву гордился своими древними религиозными традициями, однако возникшие в XVII — XVIII веках новые религиозные движения, быстро набиравшие силу, серьезно беспокоили многие правительства стран Европы. Обычно религиозные вожди, высланные из своих стран, оседали в США или временно уезжали туда от преследователей, принимаясь при этом за активную проповедь своих взглядов в Новом Свете.
Вернуться в библиотеку | ||