Вернуться в библиотеку | ||
"Дав Святым Духом повеления Апостолам...
не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите
обещанного от Отца"
(Деян. 1, 2 - 4).
"При наступлении дня Пятидесятницы
все они были единодушно вместе...
И исполнились все Духа Святого"
(Деян. 2, 1 - 4).
"И все изумлялись и дивились,
говоря между собою: сии не все ли Галилеяне?..
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой..."
(Деян. 2,7- 17).
"Церковь Христова есть хранительница истинной веры, благочестия и святых Таинств, в которых верующим подается благодать Святого Духа для получения Вечной Жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения Таинств и богослужения поставлены Христом в Церквах особые люди - пастыри".
Истинное священство берет свое начало от святых Апостолов, которые через руковозложение передают избранному лицу дар Божий (2 Тим. 2, 6) - благодать Святого Духа, дар священства.
Без законного рукоположения, идущего от Апостолов, не может быть Церкви Христовой. Спасение совершается благодатью, которая подается только в Церкви. Следовательно, где нет Апостольского преемства, там нет спасения.
Пятидесятники говорят, что в Церкви все равны, так как Дух Святой в день Пятидесятницы был излит на всех верующих, собравшихся в Иерусалиме. С этим никак нельзя согласиться.
В Деяниях говорится, что Господь, "дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым я явил Себя живым... говоря о Царствии Божием... повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца... о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым (Деян. 1, 2 - 5). Отметим, что слова эти обращены только к самым близким ученикам (т.е. двенадцати Апостолам). Далее Деяния повествуют, что когда "они возвратились в Иерусалим... где и пребывали Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова" (Деян. 1, 12 - 13). Не случайно и здесь перечисляются только ближайшие ученики Спасителя - Святые Апостолы.
На особое место Апостолов в Церкви указывает и тот факт, что вместо отпавшего Иуды собрание верных избирает одного из тех, которые находились с ними во все время пребывания Спасителя на земле (Деян. 1, 21).
Если, по воззрениям пятидесятников, все были в Церкви равны, то какое имеет значение избрание Матфея на место отпавшего Иуды (Деян. 1, 26)? Именно то, что верующие первохристианских времен отводили Апостолам недосягаемо высокое место.
"В те дни Петр, став посреди учеников, сказал - было же собрание человек около ста двадцати" (Деян. 1, 15) - о необходимости избрания на место отпавшего Иуды. Здесь Писание упоминает собрание "около ста двадцати" (Деян. 1, 15). Именно на этом основании сектанты строят свои утверждения о сошествии Святого Духа на всех верующих, находившихся в Иерусалиме. Но столь обширное собрание было созвано лишь для избрания двенадцатого Апостола. Само избрание происходило не голосованием, а посредством жребия, что указывает на особое значение в глазах верующих Апостольского служения.
Апостолам в день Пятидесятницы были сообщены особые благодатные дары, особая полнота Духа. Вот почему первые христиане, свершивши молитву, сказали: "Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства... и выпал жребий Матфею, и он причислен к одиннадцати Апостолам" (Деян. 1, 24 - 26). "При наступлении Пятидесятницы все они были единодушно вместе" (Деян. 2, 1). Здесь речь идет только о двенадцати Апостолах, что подтверждает и последующее изложение. Когда Дух Святой сошел на Апостолов и они заговорили на различных языках, все изумлялись и дивились, говоря между собой: "Сии не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?" (Деян. 2, 7 - 8).
Трудно представить, что все, которые "изумлялись и дивились" (Деян. 2, 7), могли с такой решительностью высказываться, что все, говорившие языками (более ста двадцати), были жителями Галилеи. Кто мог поручиться за такое большое собрание? Следовательно, так можно было сказать только о двенадцати Апостолах. Они были очень хорошо известны еврейскому народу.
Другим доказательством "теории двенадцати" являются слова апостола Петра, сказанные в ответ тем, кто насмехался и говорил, что "они напились сладкого вина" (Деян. 2, 13). "Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им... они не пьяны" (Деян. 2, 14). Ясно, что сказанное им относилось только к ближайшим ученикам, ни о ком ином Писание здесь не говорит.
Вместе с благодатными дарами Святого Духа Апостолы получили и благодать священства - поставлять через рукоположение законных пастырей Церкви, о чем пишет в Послании к Тимофею апостол Павел: "Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1, 6).
У пятидесятников тоже существует обряд руковозложения, когда двое или несколько служителей возлагают руки на избранного, после чего он становится пресвитером. При этом они отрицают возможность передачи через руковозложение благодати. Для них это всего лишь обрядовая формальность, мертвая копия того, о чем мы читаем в Слове Божием. У сектантов во диаконы могут рукополагать пресвитеры, а в пресвитеры - старшие пресвитеры (епископы).
Сектанты любят говорить о демократизме и равенстве, царящих в их общинах, праве выбирать всеми верующими служителей, о том, что пастыри их "такие же", как они. Впрочем, равенство это только внешнее, а на деле в общинах и объединениях существует строгая иерархия и возложение рук могут совершать только те, кто уже руковозложен, и такой возможности совершенно лишены рядовые верующие. Так, "пресвитер поместной церкви избирается или поставляется на служение на членском собрании церкви из числа братьев по представлению епископа региона". Епископы избираются также сугубо узким кругом лиц. Съезды принимают решения, уже заранее подготовленные и разработанные. Право учительства тоже является прерогативой пастырей и проповедников. Да и в кратком вероучении ХЕВ вполне недвусмысленно изъяснено: "Следует уважать трудящихся и предстоятелей в Господе, вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их (1 Фес. 5, 12), повиноваться наставникам и быть покорными". В вероучении ХВЕ (опубликовано в 1994 году) мы также читаем: "Обязанности члена церкви: повиноваться служителям церкви".
Нигде Священное Писание не говорит нам, что сама община первых христиан избирала и самостоятельно рукополагала священников. Это всегда совершалось только с ведома Апостолов, обладавших епископской властью. Правда, сектанты обычно ссылаются на факт избрания Матфея и семи диаконов. Но при поставлении Матфея на Апостольское служение вовсе не было руковозложения, а был брошен жребий. К тому же избрали из тех, кого Господь ранее Сам поставил в число 70 Апостолов. Избрание семи диаконов тоже происходило при непосредственном участии 12 Апостолов, которые и предложили это сделать, вскоре "возложив на них руки" (Деян. 6, 1 - 6).
Так, апостол Павел пишет епископу Титу: "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе наказывал" (Тит. 1, 5). Конечно, народ мог участвовать в избрании на должность священника или диакона, но последнее, решающее, слово всегда принадлежало епископу. "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах", - пишет святой Павел Тимофею (1 Тим. 5, 22).
"Церковь там, где епископ", - писал Игнатий Богоносец. То, что Сам Господь поставляет в Церкви на пастырское служение, ясно учит слово Божие: "Он поставил одних Апостолами, других пророками... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4, 11 - 12)."Потому что никто сам собою не приемлет этой чести, но будучи поставлен Богом, как и Аарон" (Евр. 5, 4 - 5).
Ветхий Завет был сенью грядущих благ, но уже в ветхозаветные времена существовала трехстепенная иерархия в лице первосвященников, священников и левитов. В этом был прообраз будущего, новозаветного благодатного священства. В книге Чисел написано:
"Вам даю Я в Дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Чис. 18, 1). Смертью был поражен Оза только за то, что прикоснулся к ковчегу Божию, на что имел право только священник (2 Цар. 6, 6 - 7).
Корей, Нафан и Авирон, поднявшие возмущение в народе против Моисея и Аарона, желавшие присвоить себе священническое служение, были наказаны Господом страшной карой. Их вместе с сообщниками в числе 250 поглотила земля (Чис. 16).
Обычно пятидесятники для подтверждения истинности своего учения о всеобщности священства ссылаются на различные места Писания, и особенно на это:
"Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Но разве не очевидно, что здесь говорится отнюдь не о иерархическом равенстве членов Церкви, а о том, что в деле спасения не важны ни национальность, ни происхождение, ни социальное положение, ни пол. Это послание к Галатам было обращено против христиан из иудеев, возгордившихся перед христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол недвусмысленно говорит, что Царство Небесное открыто для всех, "будет ли иудей или эллин, раб или свободный".
Пришествие Христово не упразднило мужской пол и женский. Об этом ли здесь речь? В античном мире женщина была поражена в правах по сравнению с мужчиной. Христос всем открыл двери рая, независимо от разнообразных человеческих иерархий.
"Господь соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему", - в гордой самонадеянности твердят сектанты. О нас, говорят они, сказано: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой" (Петр. 2, 9). И в этом месте Писания силятся найти подтверждение принципа всеобщности священства в Церкви Христовой.
Действительно, каждый христианин является священником храма души своей. "Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушено и смиренно Ты не презришь, Боже" (Пс. 50, 19). Господствуя с помощью благодати над своей падшей природой, не давая места греху, человек делается "царем" - хозяином своей воли. Он освобождается от власти диавола и становится господином своей природы. Духовная свобода дарована для царствия в духе, а не для земного царствования. В этом смысле и употреблены слова "царями и священниками".
Протестанты удивительно напоминают Корея со товарищи, восставших на Моисея и Богом поставленных для жертвоприношения. "Все общество, все святы и среди их Господь!" (Чис. 16, 3), - так говорили эти бунтовщики, и были наказаны смертью.
Следом за ними современные сектанты, все как один, говорят, что они "народ святой" (1 Кор. 1, 2). В Ветхом Завете Господь называет израильский народ тоже святым. Но это вовсе не говорит о том, что святой - совершенно безгрешен. Среди избранного народа было немало пороков и даже отступивших от Бога, однако народ не переставал быть святым, ввиду вверенного ему служения, святого по своим целям - домостроительства спасения рода человеческого.
Так и в Новом Завете апостол Павел многих из христиан называет святыми в своих Посланиях. Таковы, например, коринфяне, среди которых было много "плотских". И в устах Апостола святость - это прежде всего избранность христиан среди остального человечества, ибо им принадлежат обетования.
В своих ссылках на ненужность особого священства пятидесятники приводят совет Апостола наставлять "друг друга каждый день" (Еф. 3, 13). Учить и наставлять друг друга христиане, конечно же, могут, но только тому, чему и как учат поставленные в Церкви пастыри и учители (Еф. 4, 11). "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим. 10, 15). "Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя?" (1 Кор. 10, 28 - 29).
Сектанты утверждают, что имеют право на учительство, о чем пишут в своих уставах: "Согласно указаниям Священного Писания, каждый член общины должен считать святым долгом - участвовать в деле распространения Царства Божия". Писание же советует нам:
"Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению" (Иак. 3. 1). Так посрамляется право учительства всеми и всех.
Безосновательно укоряют Православную Церковь в том, что в ней право учительства принадлежит исключительно пастырям. Достаточно побывать в наших московских храмах, чтобы убедиться, что здесь проповедуют и студенты Духовных школ, и псаломщики, и диаконы.
Что касается желания проповедовать, одолевающего многих сектантов-пятидесятников, то причиной тому крайняя доступность, а точнее примитивность, протестантского учения - "уверуй и спасен". Проповеди пятидесятников - это "басни" (2 Петр. 1, 16). О чем тут только не услышишь, вплоть до бытовых проблем о дороговизне мыла и колбасы. Излюбленный жанр проповеди - бесконечное переживание собственного опыта, случаев из частной жизни. Отвергнув поучительные в духовном и практическом плане жития святых, сектанты непрестанно твердят о своих житиях, превращая (вот уж точнее не скажешь) собрания в разновидность упражнений по психоанализу с "духовной подкладкой".
Большинство пятидесятнических сект признает трехстепенную начальствующую иерархию: епископы, пресвитеры и диаконы. По их воззрениям, никакими особыми благодатными дарами эти служители не отличаются. Все они в этом отношении равны. Различие заключается лишь в административных полномочиях. Только евангельские христиане в духе Апостолов (ЕХДА) отвергают существование трех степеней начальствующих в Апостольские времена и настаивают на том, что тогда между епископом и пресвитером никакой разницы не было. Действительно, терминология в I веке еще не устоялась, иногда епископов называли пресвитерами (что означает - старший), а пресвитеров - епископами, но это отнюдь не значит, что тогда не было трехстепенного благодатного священства. Впрочем, ЕХДА отвергают и само название "епископ", признавая только пресвитерство и диаконство. Это направление претендует на особый строй духовной жизни, отличный от других течений сектантов-пятидесятников. Особое внимание здесь уделяется мистической жизни церкви, где все должно совершаться по пророчеству или указанию свыше. Например, когда представилась возможность выйти из принудительного Союза с Евангельскими Христианами-Баптистами, христиане в "духе Апостолов" не сделали этого, поскольку никакого знамения к этому не было, а совершать что-либо по человеческому разумению им не разрешается. Только около половины из полуста общин этого течения имеют поставленных пресвитеров. Даже если община испытывает острую нужду в служителе, рукополагать не будут хотя бы и достойного кандидата. Будут ждать пророчества или видения.
В трех небольших группах пятидесятников этого направления в Москве ни в одной из них до недавнего прошлого не имелось пресвитера, хотя есть, по мнению самих верующих, вполне достойные рукоположения. Одну из групп возглавляет Ф.А.Гурычев, лично знавший виднейшего из основоположников этого движения (ЕХДА) - Н.П.Смородина.
В остальном обрядовая сторона учения адептов этого направления такая же, как и у других пятидесятников. Разве что обряды крещения и хлебопреломления у них совершаются реже, так как их могут выполнять только рукоположенные пастыри. А их в каждой общине по одному. Исключение составляет Караганда, где их три, Санкт-Петербург и Одесса - по два.
Отвергнув истинное учение о священстве, сектанты выдумали новое, для которого нет оснований ни в Священном Писании, ни в творениях Отцов и учителей Церкви.
Святой Ириней, епископ Лионский, указывая на чрезвычайную важность апостольского преемства через рукоположение, писал: "Мы можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, преемников до нас".
"Пусть, - обращается к еретикам Тертуллиан, - объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами".
Итак, сознательное искажение и неприятие истин Священного Писания, ошибочное упование на спасение исключительно верою, равно как отвержение благодатного священства указывают на невозможность причислить пятидесятников к Церкви Христовой, вне которой спасение невозможно.
Вернуться в библиотеку | ||