Вернуться в библиотеку | ||
Слово "таинство" (греч. — mistirion) означает всякую глубокую неизъяснимую мысль или непонятное действие, предмет таинственный и сокровенный, который нелегко может быть понят человеком, если только вообще это возможно.
В Священном Писании это слово встречается множество раз, но при этом несет разный смысл. В одних случаях им обозначаются те предметы, которые соответствуют общему значению слова mistiroson, в таком значении оно употребляется в 1 Кор. 2, 7; Кол. 2, 2; 1 Тим. 3, 9 и др. Встречается оно и для обозначения предметов, смысл которых символический или таинственный (Апок. 1, 20) и т.п. Наконец, в Священном Писании это слово может обозначать явление или действие, под которым вообще понимаются внешние средства благодатного освящения. Этим последним значением слова "таинство" Православная Церковь обозначает такие свои священнодействия, как Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, Венчание, Елееосвящение.
Все Таинства установлены Господом Иисусом Христом и подаются Церковью для того, чтобы человек мог войти в теснейшее единение со своим Творцом. Таинства подаются через внешние образы. Этим верующему открывается истинное и безусловное значение смысла священнодействия.
Человек — существо и духовное, и телесное, поэтому ему необходимо внешнее выражение его духовных действий. Разумеется, Господь Бог может воздействовать на человека и без видимых материальных атрибутов, но в них нуждается сам человек в силу своей заземленности и маловерия.
Так, Спаситель исцелил слепорожденного, использовав брение и омовение силоамской водой (Ин. 9, 6 — 7). Ибо этого требовала нестойкая вера человека. В другом случае кровоточивая женщина исцеляется, прикоснувшись к одежде Спасителя (Мф. 9, 20). Христос часто совершал возложение рук на больных. От платков апостола Павла люди получали исцеление. Известно также, что больных клали на то место, где он проходил, чтобы тень Апостола коснулась пребывавших в немощи.
Сотворенный из праха и материальный по плоти, человек способен восприять дары Святого Духа, являемые в Таинствах, лишь в соответствии со своей двойственной духовно-материальной природой.
Даже на крепчайших в вере Апостолов в День Пятидесятницы Дух Святой сошел в зримом образе огненных языков. Это свидетельствует о том, что нам, плотским человекам, потребны видимые знаки благодати Святого Духа и Его воздействия на нашу душу, ибо духовидческие способности в нас жестко ограничены косностью нашей плоти. Без сомнения, в жизни будущего века внешние знаки благодати не будут иметь никакого значения, а пока первым несомненным свидетельством являются для нас именно они.
Таинство Крещения, как мы уже упоминали, осуществляется троекратным погружением в воду в сопровождении слов "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", установленным Самим Спасителем (Мф. 28, 10). В Миропомазании через зримое помазание тела освященным миром верующий обретает благодатные дары Святого Духа (Деян. 8, 17). В таинстве Причащения мы под видом хлеба и вина вкушаем истинное Тело и Кровь Христовы.
Все Таинства — суть божественного происхождения, именно в этом их отличие от церковных обрядов. По учению Православной Церкви, Таинство есть богоучрежденное священнодействие, в котором через видимые или чувствам подлежащие знаки сообщается людям невидимая спасительная сила Божия или благодать Святого Духа.
Вернуться в библиотеку | ||