Первая волна — возникновение пятидесятнических общин

Берлинская декларация с точки зрения различных поколений

Если противники пятидесятнического движения зачастую заходили слишком далеко, изображая его лишь в черно-белых тонах, то сторонники его проявляли столь же мало трезвости и делового подхода в оценке Берлинской декларации и ее последствий.

Е. Эдель:
«С помощью того Берлинского неправильного приговора по всей стране были открыты настежь ворота в овчарню Иисуса для губителя душ. Совершившийся раскол разделил братьев, которых десятилетиями связывала любовь Божия».
«Вечность покажет, что все заблуждения пятидесятнического движения не принесли столько вреда, сколько эта своевольная человеческая декларация».

Э. Гизе:
«Берлинская декларация подобно разорвавшемуся снаряду подействовала разрушающе не только в Гнадау, но и во всем христианском мире».

И. Цопфи:
«Когда мы рассказываем нашей молодежи о Берлинской декларации, то в ответ слышим лишь скептический смех».

В. Маргис:
«Мы верим в то, что семидесятилетнему духовному пленению, наступившему для христиан этой страны с момента появления Берлинской декларации 1909 года, теперь пришел конец и многие духовные вожди народа Божия выйдут на новые духовные горизонты».

З. Фриш:
«Берлинская декларация» знаменует собой повторное глубокое вторжение врага рода человеческого в нашу страну: отказ от Святого Духа. Германию ограбили, лишив ее значительной части духовной защиты. Поэтому катастрофа XX столетия была неизбежна. В духовном смысле, т.е. с библейской точки зрения, «Декларация» — это первый акт захвата власти».
«Люди, преимущественно евангельские христиане, опять падут жертвой предшествовавшего этому греха неверия. В споре со Святым Духом нечистый сбрасывает маску и выкладывает свои козыри на стол. Священники и пророки Господни становятся жертвами собственных заблуждений относительно Духа, марионетками неверия и лжи. Так кто же теперь вдохновляется «снизу»?
Настойчиво и умело трудится враг многие годы над своим посевом. Важнейшим подготовительным мероприятием его была «Берлинская декларация»... Так как одним росчерком пера Духу Святому было отказано, то пришедший во имя свое стал в Германии желанным. Вместо того, чтобы кричать «Хайль Иисус!» стали кричать «Хайль Гитлер...».

Р. Боннке:
«Берлинская декларация» для меня не представляет никакого смысла. Меня она никогда не интересовала. Она нам не в тягость, а Гнадаусцам она благословения не приносит. К чему она вообще?... Бог с нами! Таким образом, для меня «Берлинская декларация» не более чем клочок бумаги».

Г. Бяли:
«И будет, после того излию от Духа Моего на всякую плоть...» Звучит ясное обетование Божие, мощнейшим образом исполнившееся во многих странах в первые годы нашего столетия. Но в сердцах многих мужей Церкви возникло сомнение и неверие. Подобно тому, как когда-то 10 соглядатаев распространяли злую молву и склоняли христиан к тому, чтобы замолчать, вернее заболтать голос Божий, евангельские богословы и проповедники Германии в 1909 году в Берлине сели и составили документ, в котором это новое действие Духа квалифицировалось, как действие духа «снизу». Они предостерегали от всякого общения с движением и его сторонниками, а тем более от подражания им, часто даже угрожая отлучением, и подписали эту пагубную бумагу, имеющую директивный характер...»

Д. Уимбер:
Здесь вначале столетия была выпущена декларация явно антипятидесятнического и антихаризматического содержания. Напрашивается предположение, что многое из того, что постигло Германию в последующие годы имеет связь с этим явным отвержением пятидесятнического движения».

Лорен Каннингем:
«Однажды я поставил пред Богом вопрос: «Боже, в Германии, среди этих милых богобоязненных людей я чувствовал себя как дома и я люблю немцев. Некоторые из моих лучших друзей — немцы. Как же так получилось, что с этой страны в течение 25 лет начались две мировых войны. Как могла небольшая группа людей захватить власть?» И Он ответил: «Из-за того, что Тело Мое было разделено. У них не было силы для молитвы. Я слышал, как кто-то сказал, что одна сторона прокляла другую. Несправедливое проклятие не может ничего сделать... Это и не проклятие, а раскол...» И Бог побудил меня на молитвенное ходатайство о том, чтобы церковь в Германии объединилась вновь. И сказал Он: «Тогда и нация вновь будет в единстве». Я верю, что Германия вновь станет единой, ведь это — один народ».

Существовало ли 70-летнее «вавилонское пленение»?

Из приведенных выше различных точек зрения на «Берлинскую декларацию» становится ясно, что многие братья рассматривают эту декларацию, как причину того, что:

— волна пробуждения, якобы прошла мимо Германии;
— обе мировые войны начались с Германии;
— произошел раздел Германии.

Такое немного наивное понимание демонстрирует поверхностное представление о суверенитете Святого Духа. Святого Духа невозможно пригласить или изгнать с помощью деклараций. Становится ясным и то, что в очередной раз был найден козел отпущения вместо того, чтобы отыскать причины сначала в самих себе. Во всяком случае факт остается фактом, что в «третьем рейхе» пятидесятнические общины, даже некоторые свободные пятидесятнические общины приспосабливались и тоже кричали «Хайль Гитлер!»

К.В. Мютшеле, один из руководителей пятидесятнических общин в Саксонии, в 1940 году, говоря о перспективах на будущий год, выразил желание, которое соответствовало в то время позиции многих пятидесятников:

«Пусть он принесет нашему горячо любимому народу во главе с нашим любимым фюрером Адольфом Гитлером и всем народам эру мира. Пусть и Господу удастся даровать детям Божиим словом Своим и Духом ясное видение необходимого практического единства Тела Христова, одним единственным Главой которого Он является».

Пятидесятнические общины допустили над собой надзор гестапо. Велись переговоры с целью налаживания контактов с такими же приспособившимися к системе методистами и баптистами. Эти переговоры, однако, не привели к каким-то ощутимым результатам.

Постыдно, что, насколько мне известно, и в остальных свободных церквах еще не дошло дело до публичного покаяния и смирения за приспособленчество в годы «третьего рейха». В книге «50 лет пятидесятнического движения» автор обходит этот темный период несколькими довольно общими фразами: «Мы знаем, что над всем этим довлеет глубокая трагичность немецкой истории, рассуждать о которой не входит в мою задачу». Он не боится при этом утверждать, что на то время существовала духовно правильная ориентация.

Гнадаусское объединение под руководством своего тогдашнего председателя В. Михаэлиса, напротив, недвусмысленно противостало приспособленчеству «Немецких христиан» на стороне «исповедальной церкви» и было готово перенести за это притеснения и поношения как «враги государства». Такие братья как П. Хумбург, Вильгельм и Иоганн Буш, Л. Кульман, Г. Данненбаум и многие другие рисковали жизнью за свои убеждения в то время, когда пятидесятнические и свободные общины, за небольшими исключениями, заискивали для того, чтобы как-то спасти свою шкуру, шли по линии наименьшего сопротивления.

Перед лицом этих исторических фактов выглядит почти издевательством, когда ведущие братья из пятидесятнического и харизматического движения перекладывают вину за возникновение двух мировых войн и неправильное поведение христиан в «третьем рейхе» на Берлинскую декларацию и тем самым на Гнадаусское Объединение.

В 1952 году, по-видимому, совершенно не беспокоясь своей несостоятельностью, из Канады распространилось одно «пророчество», адресованное Гнадаусскому Объединению.

«Скажи своим братьям, что речь идет о Берлинском эдикте. Руководящие мужи, составившие и написавшие его, возбудили во Мне великое негодование и тем самым навлекли проклятие на свою страну, поскольку они превратно судили о Моем действии и предписывали, что должен делать Дух Мой. Братья должны собраться в том же составе и осознать подобно Даниилу: «Мы и отцы наши согрешили и были жестоковыйны. Мы сознаем и отвергаем все то, в чем мы поступили несправедливо с твоим народом, ибо воздвигли преграду твоему благодатному посещению и тем самым погасили огонь пробуждения. Молим Тебя, помилуй нас вновь по милосердию твоему и прости наш проступок!» (сравн. Дан. 9). Подписавшие исповедание должны опубликовать его точно так же, как была опубликована та гнусная декларация. В противном случае пробуждение по всей стране начнется лишь в пятом поколении. Но я знаю, кого Мне следует привлечь к ответственности за нанесенный вред».

В 1979 году через 70 лет после опубликования Берлинской декларации Международная цыганская миссия выпустила трактат, в котором проводилась четкая параллель с 70-летним вавилонским пленением:

«Однажды мир уже пережил драматическую ситуацию, когда в немецкоязычных странах вострубили «войну веры» против мнимого духа фанатизма — понятия, не встречающегося в Библии. Тогдашнее мировое пробуждение повсюду было большим благословением и только в стране Реформации знали лучше. «Это — дух снизу», — звучало со всех сторон. Так как благодатью Божией пренебрегли и Дух Святой заклеймили, как дух «снизу», то наступило «пробуждение» особого рода. Его лозунг звучал: «Германия, пробудись!». В сердцах «Немецких христиан» и многих членов Движения за общение нашел место диавольский национализм... Наверное, многим читателям из вышеизложенного уже стало ясно, почему именно в немецкоязычном мире настолько возросли грех и беззаконие. Многократная хула на Святого Духа из уст людей, собственно, «знающих Библию», в недалеком прошлом стала одной из причин жестоких преступлений, совершенных по отношению к евреям, цыганам и другим нациям... В Книге пророка Даниила читаем, как после семидесятилетнего вавилонского пленения он склонился пред Господом в посте и молитве... Со времени пагубной «Берлинской декларации» 1909 года прошло 70 лет. Поэтому именно сейчас Бог ищет в Германии, Европе мужчин и женщин, которые бы, как Даниил когда-то, встали в проломе за народ».

«Берлинская пасхальная декларация»

В 1979 году в Берлине была составлена и распространена фактически «контрдекларация». О предыстории этого рассказал в одной из своих проповедей 1978 года тогдашний руководитель БХЦ (Берлинского Христианского Центра) Волькгард Шпитцер:

«...Недавно я получил известие, весть на иных языках с истолкованием: «Ваше 70-летнее пленение в Германии прекратится в следующем году... «Тогда мне вдруг пришло на ум, что в 1909 году в Германии была подписана декларация, в которой было заявлено, что действие Святого Духа будто бы не есть действие Святого Духа... И вот, когда я пребывал в тиши уединения, Господь сказал мне:
«В этой стране, в Германии, в городе, где была подписана эта декларация, ты созовешь конгресс, собрав вместе на одну неделю мужей от всех народов: мужей Божиих, действительно пребывающих под водительством Духа Святого. Итогом конгресса должно стать то, чтобы эти мужи Божий от всех народов — католики, лютеране, методисты, баптисты, пятидесятники, меннониты, просвитериане — собравшись вместе, приняли новую декларацию, записав в ней: «Святой Дух, мы склоняемся в смирении перед Тобой и просим простить нас за то, что мы недостаточно понимали и любили братьев, ибо у нас было неправильное понимание». В этой декларации должен говорить дух примирения, любви, признания, согласия. И далее: «Святой Дух, мы предоставляем Тебе простор для действия! Вернись в Германию, посети народ наш, Европу и весь мир...»

Итак, на Пасху 1979 г. в Берлине состоялся Первый харизматический конгресс, на котором Ф. Шпитцер зачитал «Берлинскую Пасхальную Декларацию», которую подписали 1200 участников — представители 12 народов. Этой Пасхальной Декларацией в 1979 году окончилось якобы начавшееся Берлинской декларацией 1909 года «вавилонское пленение».

Предыдущая глава Содержание Следующая глава

1