Евангелие и благосостояние

Несмотря на то, что темы «Деньги», «Богатство», «Имущество» в Новом Завете излагаются однозначно и недвусмысленно, то и дело появляются деятели, пытающиеся проповедывать «Евангелие благосостояния», делая таким образом Благую Весть более «привлекательной». Даже если исходить из того, что эти проповедники возвещают свое учение из хороших побуждений, они все же при этом изменяют суть Евангелия и во многих случаях вызывают насмешки и презрение у нехристиан.

Достоинство веры христиан в последние десятилетия особенно пострадало от того, что известные евангельские христиане живут в роскоши, частично финансируемой за счет призывов к пожертвованиям. С этими духовными деятелями нередко случаются финансовые скандалы, или же из-за аморальных историй, в которые они попадают, их имена появляются в сенсационных заголовках светской прессы.

Если задуматься, то особенно странным может показаться тот факт, что именно там, где так много проповедуют об исполнении Духом, знамениях и чудесах, о визуализации и силе веры, именно там (за редким исключением) обращает на себя внимание массированное попрошайничанье пожертвований. Кажется, что не смотря на полноту Духа и акцентировании на знамениях и чудесах, доверие к Богу в финансовых делах здесь незначительное. На апостольские чудодейственные силы сегодня спрос велик, но курс апостольского стиля жизни, как видно, не слишком высок.

Леонхард Рейвенхилл в действительности не является «антихаризматиком», однако, он прав, когда пишет:

«Хотя на американских денежных банкнотах стоит: «Мы верим в Бога», но кто действительно верит Ему? Полагаются ли на Него радио- и телепроповедники в том, что Он сам восполнит их потребности? Если «да», то тогда бы они не трепали Его имя перед циничным миром во время своих плаксивых оргий-просьб о милостыни. Я еще никогда не получил ответа ни на один вопрос, который ставил некоторым ведущим пятидесятникам и харизматикам. Вопрос такой: «120 мужчин и женщин из Иерусалимской горницы перевернули весь мир (без всех наших издательств, библейских школ, средств информации и т.д.). Сейчас же мы имеем называемые 5 млн., будто бы исполненных Духом людей, и еще много миллионов из других конфессий, но почему же тогда грех в наших общинах и в наших странах достиг столь огромных размеров, как никогда раньше? В чем же тут дело?»

А вот несколько высказываний харизматиков на тему «Благосостояние и успех».

Кеннет Хейген:
«Кажется у некоторых людей создалось представление, что, если верующий в Бога человек живет бедно, не обладает никаким имуществом, это есть знак смирения и благословения Богом. Они полагают, что следует шагать по жизни в дырявой шляпе, стоптанных туфлях и протертых брюках. И только так мы сможем свести концы с концами. Но ведь Иисус этого не говорил... Благословение Авраама было троекратным благословением. Первое обетование, данное Аврааму было то, что Бог сделает его богатым».

Йонги Чо:
«Я думаю, что воля Божия в том, чтобы мы имели духовное, физическое и финансовое благосостояние».

Р. Мэкколи:
«Что касается меня, то знаю, что Бог дал мне весть веры для этого народа, и частью этой вести есть библейское благосостояние. Не один раз спрашивал я у Господа: «Не могу ли я эту часть о благосостоянии опустить, а проповедывать лишь остальное». Но Господь приказывал мне проповедывать все и научать всему Слову и особенно тому, что говорит Библия о благосостоянии. Я не думаю, что Иисус был бедный... Первые апостолы тоже, наверное, не были нищими...

Глория Коупеленд:
«Вы отдаете один доллар ради Евангелия, а вам принадлежит уже 100 долларов. Вы отдаете 10 долларов, а получаете в дар за это 1000 долларов. Вы отдаете 1000 долларов и получаете за это 100 тысяч. Я понимаю, что Вы сами умеете умножать, но я хочу только объяснить вам это еще раз четко... Пожертвуйте самолет, получите обратно стократную стоимость этого самолета. Подарите автомобиль, и вы получите столько автомобилей, сколько вам не потребуется за всю вашу жизнь. Короче говоря, то, что сказано в Евангелии от Марка 10,30 — это хороший бизнес».

Норман Винсент Пил:
«Было время, когда я ошибочно считал, что веру и благосостояние нельзя объединить. Я полагал, что религия не должна связываться с делами бизнеса, а ограничиваться единственно только моральными, этическими и социальными проблемами. Но на сегодняшний день я давно признал, что такая точка зрения ограничивает силы Бога и развитие человека».

«Библейское» обоснование

Когда в прошлом году на книжной ярмарке во Франкфурте я остановился у стенда одного издательства, которое выпускает книги движения «Слово веры» у меня состоялся следующий разговор с сотрудником издательства:

«Если я вас правильно понял, вы считаете, что если я езжу на старом, ржавом «Фольксвагене», то это свидетельствует о том, что я не почитаю Бога, и, наоборот, если я езжу в роскошном «Мерседесе», то я почитаю Его?» — «Да, конечно!» — «Есть ли у вас библейские обоснования считать так?» — «И не одно, а целых два: во Втором Послании к Коринфянам 8,9 написано, что Христос обнищал, чтобы обогатились Его нищетою. А в Третьем Послании апостола Иоанна читаем, как Иоанн желает Гаю, чтобы тот преуспевал во всем. Вот вам богатство и благосостояние».

Часто в этой связи цитируется также и Послание к Филиппийцам 4,18, где Павел объясняет: «Я получил все и избыточествую». Правда, при этом забывают упомянуть, что Павел написал эти слова не на роскошной вилле или в «Хилтон-отеле», а в римской тюрьме. Следующие аргументы заимствуют из Ветхого Завета. Упоминают богатство Авраама, Исаака, Иова, Соломона, вспоминают о богатстве, которое обещал Бог Израильскому народу в Ханаане. К. Хейген аргументирует эту точку зрения так:

«Благословение Авраама принадлежит и нам. Его у нас не заберешь. Все эти сомневающиеся, неверующие, похитители радости, разносчики сомнений не сумеют похитить его у нас! Благословения Авраама принадлежат мне! Благословение Авраама принадлежат тебе в Иисусе Христе! Аллилуия!»

Что говорит Библия?

Перешло ли благословение Авраама на нас? Включающий материальное благосостояние в новозаветние благословения не понял сути Евангелия. Действительно, земной народ Божий имел обетования в отношении их наследия — земли Ханаанской. Финансовое благосостояние, здоровье, долголетие, многодетность и победа над врагами — все это были знаки благословения. В то же время бедность, неурожай, бездетность и так дальше рассматривались как суды Божии.

В противоположность этому новозаветная Церковь обладает в первую очередь духовными, небесными благословениями. Наше богатство состоит в личности Иисуса Христа.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословившей нас во Христе всяким духовным благословением в небесах...» (Еф. 1,3).

Конечно, кроме того Бог обещал нам и то, что позаботится Сам и о пищи, и о одежде, обо всем, в чем мы нуждаемся в нашей повседневной жизни, если мы прежде всего будем стремиться к Царствию Божию и к Праведности Его... (Лук. 12,31).

Также и в Послании к Ефесянам 6,1—2 цитируется заповедь о почитании отца и матери, которая связана с обетованием долголетия и блага. Однако «благо» и «благосостояние» это не одно и то же. В Ветхом Завете Бог призывал народ Израиля устремлять свои взоры на страну обетованную и позже взять ее практически во владение свое. В Новом Завете Бог призывает нас отвратить свой взор от вещей земных и устремить его на наш небесный удел в наследстве:

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге...» (Кол. 3,1—2).

Все то, что перед обращением ко Христу Павел ценил как признак «преимущества» и «блага», теперь он ради Христа считает потерей.

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа...» (Фил. 3,7—8).

Думающие о земном для Павла были «врагами креста» (Фил. 3,18). Именно познание того, что по благодати мы имеем духовные, небесные благословения, это со времен Деяний Апостолов и во всех периодах пробуждения Церкви приводило к тому, что многие расставались со своим материальным имением и отдавали его на миссионерские цели или для нуждающихся. Для того, кто познал, что есть Царствие Божие, деньги этого мира не имели больше ни власти, ни влияния. По великому примеру Господа Иисуса Христа они радовались, что могут довольствоваться, живя бедно и скромно. Г. Тейлор определил это состояние как «роскошь обладать немногим, о чем нужно заботиться». Жизнеописания Ч. Стада, Дж. Дарби, Р. Чемпана, Н.Л. фон Цинцендорфа и многих других являются живыми свидетельствами такого образа жизни, который делает Евангелие достойным веры. Но, если думают, что Бог может быть почитаем дорогими и роскошными церковными сооружениями (Домами Божьими), то этим самым показывают только, что они не поняли сути новозаветного Дома Божия, или забыли ее. Дом Божий, согласно Нового Завета, состоит не из искусных драгоценных камней и не из дорогого мраморного камня, а из «камней» живых (1 Кор. 3,16; 1 Пет. 2,5).

Еще 150 лет тому назад Филипп Шпитта в простой, но из сердца исходящей песне описал истинное благосостояние христианина:

Несравненное благосостояние — состояние христианина,
Его не испытал ни один богач мира.
Его не в силах похитить никто, как бы ни старался.
Христианин в вере — дитя самого богатого Отца.

Христианин в радости может приходить пред лице Божие,
Он принимает все и не противится ничему,
Что с ним ни происходит, будь то радость или страдание,
Для него всегда открыт доступ к Отцу.

Но однажды земному детству придет конец.
Христианин знает, что ему полагается по Завету Иисуса.
Удел в наследстве в богатой, возлюбленной Отчизне.
Несравненное благосостояние — состояние христианина.

Даже Давид Вилькерсон, один из известнейших деятелей пятидесятнических общин в США, обращается к нам с серьезным вопросом:

«Сколь многие из нас перестали бы служить Богу, если бы Он не мог ничего больше предложить, кроме Себя Самого? Ни исцеления, ни успеха, ни благосостояния, ни дальнейших благословений, ни знамений, ни чудес... Как бы было тогда, когда бы мы не обладали ничем, но были убогими, скорбящими, в мучениях? Когда бы единственным благом, которым мы бы обладали был Христос?»

Пример нашего Господа

Жизнь и наставления Сына Божия должны быть для каждого христианина абсолютным мерилом. Мы обязаны поступать так, как Он поступал (1 Иоан. 2,6). Наш Господь был рожден в нищете. Его родители были бедными людьми, что явствует из принесенной им жертвы (Лук. 2,24). И когда, позже, Он ходил со своими учениками, то у Него не было никаких запасов, так что Он должен был обратиться за помощью к рыбе, чтобы оплатить подать на храм за Себя и за Петра (Мат. 17,24—28). Когда один молодой человек в восторженном порыве выразил желание следовать за Иисусом, Господь сказал ему:

«Лисицы имеют норы, а птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лук. 9,58).

Вечерами, когда «разошлись все по домам», Иисус шел «на гору Елеонскую» (Иоан. 7,55; 8,1), где Он ночевал (Лук. 21,37). Он не имел приюта на этой земле. Перед распятием у Него отняли последнее из его материального имущества — одежду. Вот так и умер наш высокий идеал в страшной нищете, испытывая жесточайшую боль. По ветхозаветным меркам, кажется, что Его жизнь, с благоговением будь сказано, не была благословенной Богом. Это ясно объясняет нам, что мы, по крайней мере, не можем иметь никаких притязаний на земные блага, благосостояние, здоровье и т.п. Но когда Бог многим из нас все же позволяет обладать большим, чем нужно нам для жизни, то это благо незаслуженное. Его же слова о богатстве и благосостоянии однозначны и недвусмысленны:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мат. 6,19-21).

«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12,33—34).

Разве мы являемся «сомневающимися, неверующими, похитителями радости и разносчиками сомнений», когда принимаем всерьез пример и слова нашего Господа Иисуса?

Апостолы

Петр сказал нищему у входа в храм: «Взгляни на нас... серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3,4.6). В Посланиях апостола Петра не говорится ни о каком «Евангелии благосостояния», но о страданиях и тяготах ради совести и праведности. Петр призывает и нас следовать по стопам нашего Господа и перечисляет признаки лжепророков: ереси, любостяжание, лживые слова, глаза, полные любостяжания, произвол (2 Петр. 2 гл.). Павел, великий апостол, благовествовал Евангелие совершенно иное, нежели «Евангелие благосостояния». Он выступал не с большой самоуверенностью, но «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор. 2,3). Он перечисляет для коринфян, которые восхищались «сверхапостолами» того времени, признаки своего апостольского служения:

— «нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти...

— мы безумны Христа ради,

— немощны... и в бесчестии...,

— терпим голод и жажду...

— и наготу и побои, и скитаемся...

— и трудимся, работая своими руками,

— злословят нас... гонят нас... хулят нас...

— как прах попираемый доныне».

В конце этого перечисления Павел просит: «Посему умоляю вас: подражайте мне...» (1 Кор. 4,9—16).

Во Втором Послании к Коринфянам 6,4—10 мы находим продолжение этого перечисления:

— нужда, бедствие, тесные обстоятельства,

— побои, темницы,

— труды, бдения, посты,

— порицание и похвала,

— «нас почитают обманщиками, но мы верны»,

— «нас почитают умершими, но вот, мы живы»,

— «нас наказывают, но мы не умираем»,

— «нас огорчают, а мы всегда радуемся»,

— «мы нищи, но многих обогащаем»,

— «мы ничего не имеем, но всем обладаем».

И наконец, мы находим во Втором Послании к Коринфянам 11,23—30 последний перечень пережитого апостолом в служении Господу, после того, как он описал черты характера лжеапостолов: страсть к власти, высокомерие и любостяжание. Он сообщает о голоде и жажде, о холоде и наготе и заключает словами:

«Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор. 11,30).

Сравним это высказывание апостола со следующими словами Роберта Шуллера:

«Вы должны верить в то, что когда-то, где-то вы сможете своей собственной силой и с помощью других людей достигнуть высшей цели, которую вы поставили перед собой. Вы должны верить, что вы достойны успеха. Вы должны верить, что вы достигните всего, чего вам хочется достигнуть».

Христиане: обладатели или распорядители?

Новый Завет рассматривает христиан как распорядителей, которые не обладают никакой собственностью, но распоряжаются материальными благами по поручению Христа.

«...и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7,30.31).

Библия предлагает нам не зажиточную, но скромную жизнь.

«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир, явно, что ничего и не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6,6—8).

Далее Павел пишет, что те, кто желает обогащаться, «впадают в искушение и в сеть... ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6,9—10).

Когда сегодня все больше евангелистов «благосостояния» проповедуют и говорят не о Втором пришествии Христа для восхищения Церкви, а о «взятии этого мира» и о том, что «Тело Христово будет в конце концов обладать всеми деньгами, потому что благосостояние есть воля Божия» (К. Коупеленд), то такими высказываниями они доказывают только, что не христиане берут этот мир, но мир берет христиан.

Давид Вилькерсон, который уже много лет знаком с «Евангелием благосостояния», исследуя эту весть, пришел к следующему заключению:

«Я еще раз хотел бы особо подчеркнуть, что на «пророках благосостояния» лежит ответственность за появление духа лаодикии в наших общинах. Они ослепляют верующих, они отвращают внимание христиан от необходимости удалить из своей жизни все грехи и не сообразоваться с миром сим... Они сами вкусили плоды успеха и благосостояния, и теперь отравляют паству тем же самым извращением Евангелия. Некоторые из них охотно бы заменили слово «очищение» словом «обогащение»... Я интенсивно занимался изучением учения «Евангелия благосостояния» в надежде найти там что-нибудь, с чем бы я мог согласиться, хоть какую-нибудь общую основу. Но все было напрасно. Мне возразят, что учение о благосостоянии — это весть для этих последних времен. В ответ я могу только закрыться в моей молитвенной комнатке и воззвать к моему Небесному Отцу: «Как можно быть настолько ослепленным! Как могут мужи Божии делать «такое» содержанием благовествования?» Тут нет никакого бремени для душ: нет крови, нет отвержения себя, нет жертвы, нет крестной ноши, тут не клеймится позором грех и беззаконие. Тут нет призыва к святой, отделенной от мира жизни, отсутствует призыв к покаянию и коленопреклонению, нет ни слова о сокрушении, исповедании грехов, ходатайстве за погибающих и милосердии к ним».

Датский мыслитель и поэт Серен Кьеркегор (1813—1855) еще в прошлом столетии использовал словесные и наглядные средства для того, чтобы предостеречь христиан от «Евангелия благосостояния», которое он прозорливо предвидел. В одном из своих трудов он сформировал свое завещание, свое последнее слово к христианскому миру, которое сегодня актуально как никогда:

«Если бы мне была дана власть провозгласить одно единственное слово или предложение для того, чтобы оно запечатлелось в памяти и никогда не было забыто, то я бы сделал свой выбор. У меня есть такое слово. Я бы сказал: «Наш Господь Иисус Христос сделался «ничем» (Фил. 2 гл.). Христиане, помните об этом!»

И в заключение еще одно указание на великий, Божественный пример для нас:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2,5—8).

Выводы

  1. Проповедники «Евангелия благосостояния» не делают различия между преимущественно материальными благословениями для народа израильского во времена Ветхого Завета и благословениями духовными, преимущественно нематериальными, которые обещаны новозаветной Церкви.
  2. Проповедь «Евангелия благосостояния» подтверждает и укрепляет многих христиан в их мирских, земных убеждениях. Она игнорирует ясные новозаветные учения, примеры относительно ученичества, отвержения себя, скромного и непритязательного образа жизни.
  3. «Евангелие благосостояния» подрывает доверие к христианству и лишает его силы, которая в особенности возникает во времена преследований, бедности и страданий и необходима для духовного выживания.
  4. Неутвержденных христиан, которым приходится переносить болезни, бедность и преследования, такие проповедники небиблейского учения могут ввергнуть в духовный кризис и отчаяние, побудить к сомнению в любви и попечительстве Божием.
  5. Такие учения способствуют лаодикийскому характеру христианства последних времен и своими материальными обещаниями лишают своих приверженцев самой сути Евангелия.

Предыдущая глава Содержание Следующая глава

1