Home | Site map | Resume | Mail me

заметки о дании
Назад Дальше
Оглавление

 
 
 

 

11. Датские деньги
 
 Некоторые полагают, что деньги - это вещь презренная. Те, кто, напротив, питает нежные чувства к деньгам, могут возразить, что в Евангелии завещано любить презираемых.

Я же останусь в стороне от деликатных материй этого спора, а скажу только, что деньги - это не только всеобщий эквивалент и символ материальных ценностей. Банкноты и монеты полны других символов государственной, национальной, эстетической, культурной, исторической и еще Бог знает какой самоидентификации народа.

Дальнейший рассказ о нынешних датских деньгах (90-е годы) до известной степени основан на брошюре, изданной Национальным банком Дании.

Датские деньги - это кроны и эре (oere). Эре - это 1/100 кроны.

Первые монеты с именем и портретом датского короля датируются 995 годом.

Бумажные деньги гораздо моложе и появились только в начале XVIII века. Первые бумажные деньги были изготовлены печатным способом, но их достоинство, номер и подпись были вписаны от руки. Каково!

В 1737 году был появился первый банк, которому было дано право выпуска бумажных денег. Банки вошли во вкус своих приятных обязанностей настолько, что в 1813 году бумажные деньги потеряли всякую ценность, и государство объявило себя банкротом.

В 1818 году в Копенгагене был создан как частное акционерное общество Национальный банк. Банк был частным, потому что печальный опыт показал, что рискованно позволять государству выпускать деньги.

Но оставим историю. Ее потихоньку подъедает инфляция: еще относительно недавно ходившие мелкие монеты в 5 и 10 эре сегодня уже не существуют. Остались только 25 и 50 эре.

На монетах использованы знаки государственности и элементы традиционного орнамента. На банкнотах никаких королевских особ нет, а украшают их различные выдающиеся датские люди. Но Ганса-Кристиана Андерсена среди них мы, выросшие на его сказках, с разочарованием не находим. Впрочем, существует правило не изображать на бумажных деньгах одного и того же человека дважды. Так что может быть, Андерсен присутствовал на старых купюрах.

Итак, по монетам разбросаны: портреты правящей королевы Маргреты II, ее монограмма и герб королевского дома, изображение короны Кристиана V (1671 г.), а также сердце, которое присутствует и на гербе, и отдельно, так что монеты вполне можно дарить на день св. Валентина.

Герб представляет собой изображение трех коронованых львов и девяти сердец. Львам на гербе уже восемь столетий. А количество сердец было определено в XVI веке. Кстати, тут повис геральдический туман, что, мол, может быть, это и не сердца вовсе, а стилизованые липовые листья. Так что имейте в виду: возможно, сердца - липовые.

Еще один важный элемент некоторых датских мелких монет - это круглая дырка посередине. Не знаю, что художник хотел сказать этим символом. Впервые эта дырка появилась в 1924 году, в годину тяжелых экономических трудностей.

На монетах достоинством в 10 и 20 крон дырки нет, поэтому на них без проблем удалось разместить портрет королевы в профиль. На монетах с 1989 по 1993 Маргрета работы Hanne Varming молода и мягко улыбается. На монетах более поздней чеканки (Jan Petersen) - она постарше.

Перейдем к бумажным деньгам.

На их лицевой стороне изображены датчане, прославившиеся в разных областях культурной и духовной жизни. Это вполне характерно для банкнот разных стран. Меня всегда занимал вопрос, соответствует ли достоинство купюры важности, которую страна придает изображенному на ней герою или символу.

Скажем, на датских деньгах порядок таков: литература - 50 крон, музыка - 100 крон, театр - 200 крон, наука - 500 крон, изобразительное искусство - 1000 крон. Причем, извиняюсь, цены на выышеизложенное находятся примерно в таком же соответствии.

На обратной стороне помещены фрагменты ранних рельефов из датских церквей. Но вернемся к лицевой стороне.

Про Карен Бликсен (1885-1962) на купюре в 50 крон я уже писал.

На 100 кронах - портрет замечательного композитора, дирижера, капельмейстера и преподавателя музыки Карла Нильсена (1865-1931). Кстати, он родом с острова Фюн, как и Андерсен.

Между прочим, считается, что на Фюне самый красивый диалект датского языка. Говорят, что "ангелы поют по-фюнски". Может быть, певучесть родного наречия оказала решающее влияние на становление таланта Нильсена, который известен своими симфониями, операми и, в особенности, более чем 250 песнями и другими вокальными произведениями.

Вообще, хоровая музыка по традиции очень хорошо и проникновенно удается скандинавским и балтийским народам. Возможно, здесь сказываются особенности местного вероисповедния. В лютеранских церквях на службах все прихожане с детства хором поют псалмы на датском по сборникам, которые можно взять на специальных полках при входе в храм.

Однажды воскресным утром я отправился в небольшую церковь (Noerre Tranders Kirke) на восточной окраине Ольборга, дабы взглянуть на фрески XII века.

Шла воскресная служба, священник читал проповедь, играл орган, пел любительский церковный хор, пели немногие прихожане.

Я тихонько сел на скамью поближе к выходу, сделал почтительное лицо и стал украдкой рассматривать росписи на сводах.

Но тут сидевший позади меня старичок тронул меня за плечо, сунул мне в руки сборник псалмов, открытый на нужной странице, и молча показал, с какого места петь.

Что сказать? Вместо фресок пришлось подпевать, благо, мелодии были простые. Но к причастию хватило совести не пойти.

На 200 кронах изображена Йоханна Луиза Хейберг (Johanne Luise Heiberg, 1812-1890), самая выдающаяся актриса датского Королевского театра XIX века. Стыдно мне, стыдно, что я не знаток театра.

500 крон являют нам Нильса Бора (1885-1962). Годы его жизни совпали с годами Карен Бликсен, но сказок он не писал. Отчасти поэтому во время немецкой оккупации ему пришлось бежать из страны в бомбовом отсеке военного самолета. Известный анекдот об этом полете гласит, что во-первых, в случае опасности Бора было приказано сбросить в океан, дабы, так сказать, похоронить тайны квантовой механики на морском дне. Во-вторых же, Бор и так чуть не отдал Богу душу, поскольку не слышал переданного ему по рации приказа надеть кислородную маску: у ученого была такая большая голова, что наушники не доставали ему до ушей.

В 1922 году ему вручили Нобелевскую премию за открытия в ядерной физике, а в 1947 году за заслуги перед Данией он получил Орден Слона и был возведен в дворянское достоинство. В качестве герба он выбрал китайский символ Великого Предела (тай цзи). Щит с его гербом находится среди эмблем других дворян в церкви замка Фредериксборг.

Девиз над щитом гласит: "Противоположности дополняют друг друга."

Мелкие Великие Пределы образуют фон портрета Нильса Бора на банкноте, по-сталински посасывающего курительную трубку даже в таком публичном месте.

На банкноте в 1000 крон впервые в истории датских денег двойной портрет. Это супруги Анна и Микаэль Анкер (Anna Ancher 1859-1935 и Michael Ancher 1849-1927). Их живописные работы посвящены народной жизни Северной Ютландии. Они жили в Скагене (Skagen), небольшом городе на самом севере Дании, известном своими художественными традициями, так что если датскому монетному двору когда-нибудь придет в голову выпустить купюру со всей плеядой скагенских художников, то на этой банкноте выйдет большая толкотня.

Вот что приходится каждый день держать в руках жителям Дании.
 
 
 

Ольборг, январь 2000 г.
Назад Дальше
 
 

 

Оглавление
©1999-2002 Всеволод Власкин

Home | Site map | Resume | Mail me

  1