Home | Site map | Resume | Mail me

заметки
из сингапура
Назад Дальше
Оглавление

 
 
 

 

6. Железная Богиня милосердия
 
 
 В Сингапуре веруют во многое. Подавляющая часть местных индийцев - индуисты, но есть и небольшое сообществво сикхов в воинственных бородах, с горящими взглядами под туго закрученными чалмами и со своей таинственной религией. 

Индуистский храм в Маленькой Индии, индийском районе Сингапура

Малайцы все мусульмане, разумеется.

Среди китайцев много христиан всевозможных конфессий. Пожалуй, я пока не встречал разве только кальвинистов и православных.

Но подавляющее большинство сингапурских китайцев исповедует невероятную смесь религиозного даосизма, буддизма и культа духов предков. 

Буддистский храм близ реки

Когда две тысячи лет назад до Китая донеслась благая весть о Будде, Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном пути, китайцы, похоже, больше всего были потрясены сверхчеловеческой способностью своих индийских учителей изобретать, а затем произносить с элегантной, почти развязной небрежностью слова вроде Праджняпарамита и Авалокитешвара.

Уже в те времена в практичных китайцах, видимо, сказывалась склонность к сокращениям, которая совсем уж не на шутку разгулялась в Сингапуре с его SGH, POSB и т. д. и т. п. Моя коллега-китаянка время от времени присылает по электронной почте такие вот фронтовые шифрограммы времен Брусиловского прорыва: "Snd 2 docs 2 u fyi. Pls ur opinion. C u abt 3pm," - что, очевидным образом, означает: "Псл тб 2 док. псмтр, кк они тб? Встртмс ок. 3," - и в свою очередь переводится: "Посылаю тебе два документа. Посмотри, как они тебе? Встретимся около трех." Словом, враг не раскусит наших тайн. Это она еще не дает себе полной воли с иностранцем. Между собою местные жители переписываются еще и похлеще. И обожают вместо книг рассматривать в поезде комиксы, потому что так короче.

Так вот, в китайском языке Будда превратился просто в фо, а Авалокитешвара - один из Будд, а точнее бодхисаттва - смменил пол и назвался Гуань Инь. Фигуру этой дамы, по стати вылитую Екатерину Великую, можно найти почти в каждом буддистском храме, особенно в сингапурском. Она - богиня Милосердия, стоит на цветке лотоса и держит в руках бутылочку 0.33 л, изливающую на мир живительную влагу.

Кто в России не знает Покрова-на-Рву и Спаса-на-Крови? Точно так же любой сингапурец укажет вам дорогу к Храму-Гуань-Инь-на-Четвертом-Проспекте (Si Ma Lu Guan Yin Miao). Изогнутая кровля храма ниспадает волной терракотового черепичного прибоя между бетонными скалами домов. Через его широкие ворота, под обливные изразцовые карнизы в повисшие слоями пряные туманы курений почти всегда валит толпа бизнесменов, нищих, домохозяек, больных, убогих, торговцев, гомосексуалистов, родителей с детьми, девушек на выданье, студентов перед экзаменом. У каждого цветок лотоса на толстом гладком стебле в одной руке, пучок ароматических палочек - в другой и лицо, истовое, как на крестном ходе в Курской губернии. Потому что всем известно, что если хорошо помолиться в этом храме, то сбудется заветное желание.

Предметы культа можно встретить далеко не только за храмовыми оградами. Небольшие алтари и статуэтки будд или даосских святых непременно увидишь в магазинах, ресторанах, прямо на улице. Или вовсе где-нибудь под деревом, где словно грибок, вылез из-под земли местный святой или дух. Перед ними лежат мандарины, другие благопровозвестные дары и религиозные мелочи. Зажженные ароматические палочки стоят иногда на самых неожиданных подставках вплоть до банок из-под кока-колы. 

Кроме того, почти рядом с каждым домом увидишь несколько заржавленную железную бочку с дырками. Это не урна для мусора, а ритуальная бочка. В ней сжигают деньги. Китайцев хлебом не корми - дай сжечь пачку крупных купюр. Конечно, не от презрения к мирскому или купеческого ухарства. Это своего рода денежные переводы на счета духов предков, чтобы те отплатили с процентами. Да и деньги-то не настоящие. В магазине продаются специальные банкноты для сжигания по курсу рубль за тысячу долларов.

Совсем уж целые состояния обращаются в пепел на Праздник голодных духов (zhong yuan jie). Весь седьмой лунный месяц (по-нашему он приходится примерно на август) упомянутых голодных духов выпускают из ада на летние каникулы. Особенно им полюбилось отдыхать на улочках Шанхая, Ханоя, Сингапура. Духов встречают алтари с чудовищными расписными ароматическими палочками в руку толщиной, развлекательные представления с песнями и плясками, а также тарелочки с пирожными, конфетами и чайными листьями на обочинах и газонах.

Весь город пахнет пожарищем, и ветер вращает ленивый бумажный пепел. Это сингапурцы отправляют в огонь пачки долларов и юаней с надписью "Адские деньги", стараясь сделать это так, чтобы их денежный дым и пепел не смешался с соседским. Общественных бочек на всех не хватает. Некоторые выносят на улицу собственную маленькую урну, а другие разводят огонь просто посреди круга, нарисованного мелом на асфальте, лишь бы сжечь свои подношения духам отдельно. Kiasu!

Да что там деньги! На поминках сжигают настоящие картонные дворцы с бумажными шестисотыми мерседесами у ворот. Наутро только куча влажной золы на асфальте, а усопший уже знай рулит себе на небеси. А в последнее время на ритуальный костер ложатся и мобильные телефоны из папье-маше.

Поминки видны издалека. И слышны, ах, как они слышны! В поминальных целях устанавливается большой навес на случай внезапной тропической дождливости. Под навесом расставлены временные столы и стулья и подается угощение для многочисленных гостей в течение трех, пяти или семи дней. (В нечетных числах китайцы видят некоторый ущерб, и потому нечетные числа приличествуют смерти и погребальному. Будьте осторожны, если вам придется дарить китайцу цветы.)

Закрытый гроб выставлен тут же, под навесом. Боюсь даже представить, что происходит внутри за неделю на круглосуточной тридцатиградусной жаре.

В определенные часы дня и ночи к гробу приступают бритоголовые буддистские монахи с длинными, громкими песнопениями, иногда под духовой и ударный аккомпанемент, а то даже и с танцами. Если поминальный навес установлен под окнами жилого дома, то радуйтесь, если эти окна не ваши. А если вам не повезло, то вы еще долго будете со всем жаром сердца желать вашим соседям завидного здоровья и многолетия.

Между тем за столами гости вовсю болтают, едят, громко смеются, играют в карты и маджонг (кто не знает, пусть это будет китайское домино). Словом, дым коромыслом, чтобы покойному было не очень тоскливо - так мне объяснили. Постоянный ровный гул голосов доносится до него сквозь крышку гроба, словно шум моря. Его душа, вероятно, уже чайкой пробует стать на крыло, под всплески смеха, словно рыба ударила хвостом, и шорох перемешиваемых фишек маджонга, словно прибой ворочает гальку...

Его душа, должно быть, в несколько взмахов набирает высоту над островом, поглядывая вниз на все новые и новые неостановимо вылезающие из земли железобетонные сверкающие стеклом побеги, которых не было во времена ее молодости, когда остров был плоским и двухэтажным, штукатуреным и крытым черепицей. 

А подняв взгляд, она видит серьезные океанские суда на рейде до самого горизонта. 

Так было по ее понятиям всегда. Задолго до ее рождения Сингапур уже жил портовыми доходами, и на рейде тысячи просоленных морских волков в застиранных робах день и ночь справляли большую и малую надобность прямо в самый романтический нужник мира - в океан. Так что задумайтесь, прежде чем купаться где-нибудь в районе Парка Восточного побережья (East Coast Park или ECP), где сингапурцы так любят отдыхать по выходным.

А лучше не задумывайтесь. Лучше подите потолкаться по воскресным улочкам Маленькой Индии или потеряйтесь в молодой бесконечной толпе, валящей по Орчард-Роуд, словно вода, которая сама еще не знает, куда ее несет речное русло. А к сумеркам дошагайте до набережной в разноцветных огнях, куда не так давно везли товар торговые лодки, а сегодня грохот блюзов глыбами вываливается на вас, не помещаясь внутри баров и развеселый джаз Фуллертон-отеля разбрасывает синкопы, которые вода утягивает под ажурные мосты и дальше в море. Остановитесь в дыму и пестрых фонариках сатэй-клуба или доберитесь до Чайнатауна и выпейте чашку знаменитого желтого чая "Железная Гуань-Инь", потому что субботняя ночь только начинается, шумная и мирная. Богиня Милосердия пока хранит нас. 




Singapore, August 2001

Назад Дальше
 
 

 

Оглавление
©1999-2002 Всеволод Власкин

Home | Site map | Resume | Mail me

  1